Икона свт. Игнатия Брянчанинова
Завершая тему столетия – бунта 1917 года, эти заметки начну с цитат нашего великого святого, святителя Игнатия Брянчанинова: «Народ наш может и должен соделаться орудием гения из гениев [антихриста], который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались» (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. – М.: Паломникъ, 2002. Т. 4. C. 536-537). Речь идет, конечно, о русском народе. Эти слова обращены к нам из XIX века. Актуальны ли они для века нынешнего? Порассуждаем об этом.
Последнего царя Николая II можно обвинять в чем угодно, но только не в том, что он был диктатором. Историческим и неоспоримым фактом является то, что Николай II сам, добровольно отрекся от престола. И добровольность эта заключалась в том, что он не стал навязывать себя народу, который от него отказался. Он мог бы в два счета расправиться с теми генералами, которые его предали. Мог бы расстрелять, направить войска для подавления бунта, разжечь гражданскую войну… мог бы, мог бы, но не сделал. Он отошел и сказал (не точно, но по смыслу): если вы так считаете, берите и пробуйте без меня. И именно поэтому его уничтожили. Народу оказался не нужен православный монарх и его единоначалие. Народу оказался нужен царь-деспот. Вождь, отказавшийся от Бога, установивший диктатуру своих убеждений и насильно ведущий своих адептов к своему пониманию личного, а значит его мнению и народного счастья за счет уничижения и смерти миллионов сограждан. И все умылись этой кровью. Это были предтечи антихриста – Ленин, Сталин, Гитлер и иже с ними. Если наш народ и сегодня хочет такого же царя и видит в нем не исполнителя воли Бога и праведного правителя, а жесткую руку диктатора, то предостережения Игнатия Брянчанинова о народе-орудии антихриста на этот раз могут осуществиться в полной мере.
Епископ Тихон (Шевкунов) в своей замечательной лекции, которая была опубликована в прошлом номере, сказал: «Часто можно услышать вопрос: «Как оказалась возможной революция и последующие гонения на Церковь в православной стране?» На самом деле, никакой православной страной Россия тогда не была.
Когда говорят о верности православию, нужно обязательно понимать: речь идет не о верности обрядам или религии как таковой. Речь идет об истинном понимании сути вещей, которые дает, с нашей православной точки зрения, только глубокая личная связь с Господом Богом. Когда народ утрачивает эту личную связь, он оставляется и Богом.
В Российской империи были многие атрибуты религиозности, но большая часть людей свою духовную связь с Богом и Церковью попросту растеряла: что семинаристы, что архиереи, которые с восторгом восприняли Февральскую революцию вместе со всей интеллигенцией, совершенно не понимая, что произойдет дальше».
В этой связи вспомним еще одни очень страшные и для кого-то неприятные слова святителяо Церковной иерархии того времени: «Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облечённые в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Но это – попущение Божие. Находящиеся в Иудее да бегут в горы!» (свт. Игнатий Брянчанинов. «Соль обуевает» СтатьяЕпископа Аверкия (Таушева).
Повторюсь, это слова из XIX века.Но как же страшно думать, что они могут быть актуальны и сегодня. Если мы не желаем того, что произошло в веке двадцатом, если думаем о процветании истинного православия, а значит и России, то должно помнить об этих предупреждениях святителя всегда. А многим желательно написать и повесить их у себя в кабинетах, домах и кельях.
«Верую … Во Святую, Единую, Соборную и Апостольскую Церковь». Вот четкая и ясная характеристика Церкви и того, что такое единоначалие, которую дает нам православный «Символ веры». Убрать хотя бы одно определение – получится тоталитаризм или, наоборот, разброд и шатание.
Но посмотрим на границы Церкви не с формально-юридического отношения, а по сути. Где границы Церкви? Там, где кончается любовь. Где есть любовь, там исполняется весь Закон, по словам апостола Павла, которые он неоднократно повторяет в своих посланиях. А значит там и границы Церкви. Искать Церковь нужно там, где есть жертвенная любовь ради Бога и ближнего своего. И прежде всего, в себе. Все остальное без нее – только стены и обрядоверие. Если мы не будем учиться жертвенной любви и сеять ее духовные семена в себе и вокруг себя, останемся в холодных и пустых стенаххрамов с формальными, а значит мертвыми канонами. А если мы желаем созидать настоящую Церковь, будем сами учиться христианской любви внутри Единой Соборной Апостольской Церкви, а не искать каких-то иных «истинных» церквей. Вот такими мыслями заканчивается этот год.
Входя в Рождественский пост, задумаемся об всем этом, дорогие друзья.
Диакон Олег Рыжков