Диакон Олег Рыжков
К 100-летию начала гражданской войны в России. Размышления о революции и Церкви
Официально, по версии советского государства, гражданская война в России началась 23 февраля 1918 года. По другим источникам весной. Собственно весь год можно считать юбилейным. Но зайду в эту тему с другой стороны.
Те, кто знаком с Конституцией канувшего в лету СССР, тот знает, что это была самая гуманная и дарующая, казалось бы, все блага и свободы Конституция в мире. Но был в ней один пунктик, так называемая 6 статья, которая утверждала: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».
Вот этот самый пунктик, в итоге, перечеркнул все свободы и блага, сначала превратив СССР в страшнейшую тоталитарную систему, уничтожившую и перемоловшую своими жерновами десятки миллионов людей, а потом уничтожил сам режим и социалистическую империю.
Являясь главным редактором, теперь уже крупнейшего в России, православного, не епархиального издания, мне за 10 лет существования нашего сборника, пришлось и приходится общаться с сотнями читателей, в том числе и со священством, прочитать тысячи обращений и писем.
Кроме этого моя жизнь до Церкви была всегда связана с активной общественно – политической деятельностью. Все это позволяет мне рассуждать следующим образом.
Мы все прекрасно знаем, что декларировать можно все что угодно. Но самые светлые идеи и устремления, в том числе изложенные в Евангелии и учении Церкви, можно извратить, превратить в формализм, обратить в изуверство, деспотизм и тоталитаризм. Это прекрасно показали события прошлого века.
Революция 1917 года и последовавшие за ней кровавые репрессии, длившиеся десятки лет, произошли не сами по себе и не в языческой стране, а в государстве, которое считалась глубоко и официально православным. Сам царь был и главой Церкви. Одно это наталкивает на размышления. Поэтому когда говорят о кровавых зверствах большевиков, всегда нужно помнить и о кровавых расправах белого движения. О том, что в нем тоже были безбожники и богохульники. О том что именно царские генералы предали Царя и бросили Россию в бунт. О том что многие священники сначала тоже поддержали революцию. О том, что семинаристы были участниками террористических организаций. О том, что состояние Церкви было таково, что сам народ, а не только Ленин и кучка его соратников, оставил веру и получил то, что получил.
И достоин тех страшных мучений, так как сам пошел за лживыми учителями. Об этом наконец — то много стало говориться и историками и самой Церковью. Прекрасные лекции на эту тему есть например у митрополита Тихона (Шевкунова), профессора А. И. Осипова.
История всегда повторяется. В разных вариантах, но повторяется. В настоящее время светское общество даже не свободно. Оно разнуздано во вседозволенности. И Церковь является тем стержнем, тем удерживающим фактором, который не позволяет злу окончательно восторжествовать в мире. И именно этот факт является причиной все увеличивающихся нападок на нее со стороны все более погружающегося во мрак греха мира. Но в тоже время, этот же факт налагает огромную ответственность и на саму Церковь. Это в свою очередь ведет к ужесточению института послушания в Церковных структурах. С одной стороны это понятно и необходимо.
Но с другой стороны священство и священноначалие появляется не с Небес, а все из того же общества и подвержено тем же процессам, которые происходят в мире. То есть сребролюбию, любостяжанию, себялюбию, любоначалию и т. д.
И здесь, желание усилить внутрицерковное послушание до понимания церковной жизни как армии, со всеми вытекающими…, которое может начать вытеснять институты единоначалия и соборности, и в итоге сыграть роковую роль в дальнейшем развитии истории и Церкви, и страны, и всего мира.
Наступают опасные времена, когда практически неограниченная власть священства внутри приходов и епархий, сочетаясь с народной безграмотностью (1-2% от всех крещеных людей посещают храмы, а читающих духовную литературу и понимающих основы православной веры еще на порядок меньше) и омирщением Церкви, коммерческо – магическому отношению к молитве, церковным таинствам, и понимание духовной жизни как беспрекословное, казарменное повиновение священнику или епископу, исполнение каких – то обязательных правил и обрядов, может привести к тому, что публично будут декларироваться Евангельские ценности, а внутри Церкви будет происходить то, что произошло и с СССР. Гниение и разложение, которое приведет к краху. Об этом предупреждал свт. Игнатий Брянчанинов и другие святые отцы.
В современных условиях, когда слишком часто стали появляться публичные и обсуждаемые факты непристойного поведения священства и даже священноначалия и совершенно дикое злопыхательство по этому поводу и обвинение всей Церкви со стороны определенной части светского общества, становится крайне важна открытость и самокритичность Церкви, а также баланс между единоначалием и реальной, а не формальной соборностью в Церковных институтах. Частью этого баланса вполне может стать возвращение выборов священства и священноначалия на всех уровнях и конкурентная выборность на все церковные соборы с помощью тайного голосования, независимость церковных судов и подотчетность всего священства соборам. А может быть создание федерального народного православного движения как помощь для контроля за исполнением в епархиях и приходах канонического права, Церковного учения и вообще духа православного христианства. Здесь нужно о многом думать. Главное чтобы, понимая что на все воля Божия, но и от нас много зависит, сделать все что мы можем, чтобы сохранить в Церкви любовь и не отдать ее на откуп фарисейству и законничеству, которые приведут к катастрофе. А такая опасность есть. Пример - события 1917 года. Мне очень хочется, чтобы эти опасения и мысли были услышаны и приняты как переживание неравнодушного и любящего Церковь человека.
Диакон Олег Рыжков