Как не разувериться в этом празднике, если не только в окружающем нас мире происходит так много страшных событий, но и в самой Церкви Христовой случаются вещи, подобные нынешнему чудовищному расколу из-за событий на Украине?
Крестный ход в Иверском женском монастыре г. Донецка, разрушенном во время военных действий 2014-2015 годов. Фото: pravlife.org
Разве это не Торжество Православия?
– В 2015 году я готовил проповедь к первому воскресенью Великого поста – к Неделе Торжества Православия – и невольно задавал себе подобный вопрос. Тем более что на фронте еще активно стреляли, комендантский час был строгим, Луганск разрушенным, а по селам между опаленными и сгоревшими домами и хатами зияли зловещие воронки от снарядов. Следы прошедших боев были видны везде.
Как же говорить о Торжестве Православия, когда православные по крещению продолжают активно не только враждовать, но и убивать друг друга?!
Конечно, можно было ограничиться догматическим объяснением этого праздника, но как связать те древние события VII Вселенского Собора и триумф иконопочитания с днем нынешним?
Оказалось, что нужно всего лишь взглянуть на церковные события в наших военных градах и весях.
В Луганске во временный храм преподобного Сергия Радонежского аккурат к окончанию Литургии прилетела ракета с «освобожденной» территории. Насквозь потолок пробила, благо, что не разорвалась. Господь не попустил. И что?
Ракета прилетела в церковь, когда шла Литургия, но на следующий день те же люди снова молились в храме!
На следующий день на Литургии – те же, кто и вчера молился.
Разве это не Торжество Православия?
В нашем Богом хранимом граде летом, как по заказу, обязательно к Евхаристическому канону – к главному церковному Таинству – стекла в окнах и витражах от недалекой работы артиллерии ходуном ходить начинали. И что?
Никто не уходил! Более того, в самое тяжкое время, когда город опустел, когда не было связи и воды, когда не слышалось детского смеха, мы собирались и обходили город крестными ходами. Водители автобусов и немногочисленных автомобилей, которые до войны громогласно возмущались препятствиями, чинимыми нами на дороге во время крестных ходов, в военные июльские и августовские дни останавливались, из машин выходили и крестным знамением себя осеняли, причем некоторые на коленях.
Это Торжество Православия!
С ноября 2014 года езжу за медикаментами в Ростов и Азов – деваться некуда. С Запада приходят лишь поставки, альтернативные продуктам, пенсиям и лекарствам, то бишь «Смерчи» всякие, «Грады» и прочие смерть несущие товары. Лекарств уже привезли более чем на 1 миллион рублей. Деньги идут со всех уголков России, из Казахстана, США, Новой Зеландии, Германии и т.д. От православных деньги… По крупице, по нескольку сотен рублей, но постоянно «кукует» смартфон о новых пожертвованиях.
И это тоже Торжество Православия!
Так и в сегодняшние времена. Лукавый устроил антиправославную пляску по правобережью Днепра, даже сюда, на полностью русскоязычный восток, пытается зайти. И каков итог? Лишь мизерная доля приходов покинула каноническую Церковь. Безоружные прихожане, священники и церковный притч разве смирились? Не щадя себя, пренебрегая собственным здоровьем и жизнью, стоят с верой во Христа, защищая свои святыни от озверевших националистов и оболваненной ими молодежи, которая никогда и в храм-то не ходила.
Это и есть Торжество Православия.
Варфоломей раскол на Украине усугубил, но Православие как пребывало, так и пребывает в своей полноте и Истине. Церковная история знает множество примеров подобных расколов. Иудин грех – это не событие только апостольского времени, он, как и предупреждение апостольское: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (2 Пет. 2: 1), имеют вневременные рамки. Переживем. Чище пред Богом станем и умнее пред врагами веры будем.
Так что Торжество Православия и в день нынешний именно Торжество.
Нельзя идти по пути Православия, будучи вне страданий
– Путь Православия в мире – не триумфальное шествие с высоко поднятой головой, не гордо воздетые стяги непобедимых, а крестный путь верных Христу. Это путь, по которому шли мученики, исповедники. И вообще нельзя идти по этому пути, будучи вне страданий. Но это тот путь, который и при кажущейся безнадежности увенчается Победой, Торжеством. Потому что с нами Бог, а Бог приводит через страдания к духовной победе.
Исторически Торжество Православия было провозглашено после длительного периода иконоборчества, точнее даже двух периодов, после вообще многовековых раздоров из-за различных ересей. Торжество Православия – это как утверждающая печать после деяний семи Вселенских Соборов, как окончательная победа над основными ересями. Христианам того времени иные ситуации казались безнадежными, а Бог неожиданно для них привел Православие к Торжеству.
Какие бы искушения ни потрясали Церковь Христову, всё равно Бог явит победу
Для нас праздник Торжества Православия – подтверждение того, что, какие бы искушения ни потрясали Церковь Христову, всё равно Бог явит победу. Сколько бы ни кипело вокруг раздоров, заблуждений, человеческих страстей, Господь сохранит Православие. Неисповедимыми и неизвестными нам путями Господь восстановит порушенное, поможет вернуть утраченное, явит подлинное благодатное единство. Так что не следует унывать: Святой Дух не покинет Церковь Христову.
Господь дает нам счастливую возможность явить свою веру и верность Ему
– Беда наша в том, что мы, порой не осознавая этого, начинаем считать Бога неким средством достижения нашего «просветления», «умиротворения» или, что хуже того, но наиболее распространено, – достатка и успеха. Но такое мировоззрение просто катастрофично с точки зрения православной веры, потому что совершенно ей не соответствует. Бог – не средство, а Высшая Цель нашей жизни. И если это понять, то всё становится на свои места и никакие потрясения, катастрофы, болезни и скорби, да и сама смерть тогда не могут отлучить нас от Бога. Больше того: мы поймем, что всему названному и многому другому, что мы видим в этом распадающемся мире, надлежит быть и всё это нам надо перенести достойно, сохраняя единство с Богом в Его Церкви.
Да, наше время – это время сугубых испытаний, но, во-первых, когда их не было? А во-вторых, это как раз и радостно, как это странно ни звучит, потому что Господь дает нам счастливую возможность явить свою веру и верность Ему не благодаря, а вопреки обстоятельствам, что особенно важно. Сами мы не можем, конечно, эту верность явить, но с Божией помощью всё возможно, и эта радость, о которой мы говорим, радость пребывания со Христом составляет сама суть праздника Торжества Православия.
Радость пребывания со Христом составляет суть Торжества Православия
Этой радости не могут помешать никакие катастрофические изменения, смущения, скорби и трудности. Больше того, так было всегда, так что и апостол Павел еще на заре христианства провозглашал: Я… преизобилую радостью при всей скорби нашей (2 Кор. 7: 4). Так что не будем смущаться, а только приложим усилия к тому, чтобы и нам быть причастниками этой всепобеждающей и присно торжествующей радости пребывания с Богом во единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Торжество Православия в том, чтобы первую седмицу поста пережить без падений
– События, которые празднуются в неделю Торжества Православия, конечно, имеют определенную историческую подоплеку. Но мне всегда казалось, что они так далеки от нашей индивидуальной великопостной дороги. Скажем, память преподобной Марии Египетской, или преподобного Иоанна Лествичника, или даже святителя Григория Паламы – все это пересекается и связывается логично с великопостным подвигом. Крестопоклонная неделя, которая родилась из дворцовых традиций Константинополя, также органично вписалась в смысловое поле поста. Торжество Православия просто хронологически попало в эту «обойму». Поэтому для меня настоящим торжество Православия становится во мне самом, если первую седмицу поста мне удалось пережить без падений и искушений, когда к воскресенью, после первых шести дней великопостного подвига, я чувствую в себе благой плод. Тогда я вижу реальное Торжество Православия в мире греха, в мире плоти, в мире страстей. Если нет такого видения, то и торжественного настроения в этот день также не будет. Поэтому для меня Торжество Православия никак не зависит от политического раздрая в мире, а лишь от беспорядка в моей душе.
Всегда и при всех «торжествующих» режимах Христос и Его ученики будут гонимы
– В нашем понимании слово «торжество» равнозначно «победе». Победа Православия, но в чем победа и над кем победа? Прошедший XX век дал человечеству пример двух могучих тоталитарных режимов. Не стану их сравнивать, это задача историков. Скажу о духовной стороне вопроса.
Торжество обоих режимов казалось незыблемым. В СССР «зачистили» всех, кто хоть как-то сопротивлялся этому «торжеству» силы. В числе первых убивали священников. Люди, проживающие на шестой части суши всей Земли, склонили головы перед большевиками.
В Германии точно так же расправлялись с недовольными властью и так же громили христианские общины, создавая свою «социал-националистическую христианскую церковь». Вся Европа «зиговала» тирану.
Но однажды пришел в Берлин советский солдат и растоптал «величие» нацистов.
Однако и Советский Союз не устоял. На самой верхушке власти завелись «жучки-древоточцы», подточившие фундамент «несокрушимого» Союза, и тот рухнул, разрушившись в одночасье. Оба «торжествующих» режима строились человеческим изволением. Тот и другой поддерживались силою карающих органов.
Истину победить не удастся, потому что Церковь зиждется не на внешнем принуждении, а на Любви
Сегодня в мире «торжествует» демократия. Когда-то она сменится «торжеством» антихриста. И всегда при всех «торжествующих» режимах Христос и Его ученики будут гонимы. Но как ни гнали христиан, а вера всё одно процвела, взойдя на крови мучеников. И нет такой силы, что могла бы ее сокрушить.
Праздник Торжества Православия установили более тысячи лет назад в подтверждение того, что, как бы ни старались еретики, какие бы ни прикладывали внешние усилия, Божия правда восторжествует.
Торжество Православия и есть торжество Истины, а Истину победить не удастся, потому что Церковь зиждется не на внешнем принуждении, а на Любви. Даже если эту Любовь сохранит между собой всего лишь малая горстка учеников.