Спорт нужен, чтобы трудиться и воевать. По крайней мере воевать с собой. А ещё – чтобы дворовую шпану превратить в спортивную команду, и хулиганистого пацана, по которому тюрьма плачет, сделать чемпионом и переплавить его отвагу и энергию в золотую медаль Олимпиады, в лишний повод с гордостью услышать звук национального гимна.
Еще спорт особенно нужен городскому жителю. Потому что плотник, кузнец или садовник и без турника, без гантелей намозолят руки за день. А офисный работник – нет. Горожанин, толкущийся часами в транспорте, перегруженный информацией, перекормленный стрессами и надышавшийся выхлопными газами городской улицы, нуждается в беговой дорожке, в бассейне, в тренажере. Спорт нужен, чтобы жить. Не только в том смысле, что сердце спортсмена здоровее и нервы его крепче. Но и в том смысле, что вкус жизни возвращается к пропотевшему и уставшему от физической нагрузки человеку. Вкус обычной воды возвращается к нему и вытесняет вкус Кока-Колы. И сладость крепкого сна вновь ему знакома. И если раньше это давали человеку коса, рубанок и пила, то теперь большинству людей это дают лыжи, скакалка или гиря.
Спорт нужен, чтобы жить. Вкус жизни возвращается к уставшему от физической нагрузки человеку
Какой-то спорт целиком вырос из жизненных занятий. Так, например, сегодняшний биатлонист – это вчерашний таежный охотник. Лыжи и ружье – это хлеб его семьи. И рыбак трудился на вёслах не для развития мышц плечевого пояса, а ради улова, которым будет кормиться сам и дети. Насколько тяжек был этот ежедневный труд простого человека, может сегодня подсказать спорт.
Другие виды спорта – родом из воинских упражнений. Борьба, стрельба, фехтование, бег, конный спорт – это родилось не из забавы, а из упражнений в мирное время, чтобы рано или поздно в бою остаться живым. Насколько тяжек этот ратный труд и подготовка к нему, знают сегодня лучше всего спортсмены. Сам язык спортивных состязаний неотличим бывает от военной лексики. «Тренерский штаб», «тактический рисунок», «быстрая атака», «слаженная оборона». Кто не слышал эти и подобные выражения? И кто не угадал в них родственную связь с военным делом?
Есть виды спорта, соревнующиеся в красоте и сложности с искусством. Синхронное плавание и фигурное катание ближе к балету, чем к войне. Но не забудем, что тяжесть балетного искусства равна тяжести труда шахтера в забое, и на пенсию танцоры справедливо выходят тогда, когда многие еще толком трудиться не начали. Те же слова можно сказать и о гимнастах, и о фигуристах.
Если народ способен на спортивные рекорды, то он и на все остальное тяжкое и великое тоже способен
Так что спорт высоких достижений – в любом случае это тяжелый труд, прославляющий страну и до конца, как солдата, перемалывающий спортсмена. И если народ способен на спортивные рекорды, то он и на все остальное тяжкое и великое тоже способен. По степени спортивных достижений можно составлять близкое к истине мнение о физическом и нравственном состоянии народа.
А православным христианам спорт нужен? А если нужен, то почему?
Нужен, потому что они люди. И им тоже нужны здоровые дети, полезно занятые и не пропадающие во дворах или за компьютером подростки, крепкие мужчины и старики, сохраняющие надолго «огонек» и жизненный тонус. Все, в чем нет греха, нам нужно. Все, в чем есть польза для ума, совести, семьи и страны, нам нужно. Любители статистики при желании в цифрах могут доказать нам, что не только кривая заболеваний, но и кривая бытовых преступлений, греховных зависимостей идет вниз там, где ползет вверх кривая массовой занятости спортом. Для человека слово «жизнь» не означает только биологическое существование. Жить нужно без греха, бодро, с пользой. Нам это должно быть понятно точно не меньше, чем всем остальным.