Как соотносятся закон Божий и светское право? В чем они похожи и чем различаются? Возможно ли в государстве законодательство по Евангелию? О соотношении христианской совести и светской этики – в нашем тексте.
Под законом мы привыкли понимать нормативно-правовой акт, действующий в рамках какой-либо правовой системы. Правовая система была еще в раю, и Господь определил Адаму и Еве первые законодательные рамки, за которые не рекомендовалось выходить. Вслед за нарушением закона последовало наказание, изгнание из рая и тяжелая «епитимья» жизни в падшем мире. С тех пор дело закона написано Богом в сердцах человеческих (Рим. 2:15). Испокон веков люди создавали системы регулирования своих отношений через утверждение прав и обязанностей, а также наказания за проступки и преступления. Человеческое общество было вынуждено организоваться в государства. В противном случае жизнь людей могла бы превратиться в настоящий ад. Почему? Потому что далеко не у всех в сердцах главенствуют добрые намерения, а соблазн совершить грех всегда велик. Тем более если притуплен страх наказания.
Само по себе человеческое право предполагает систему мер принуждения и ограничения. «Украл, выпил – в тюрьму» – мрачный, заезженный, но понятный слоган о том, что любое преступление в правовом государстве будет наказано по всей строгости закона. У Бога, конечно, все иначе. Да и сам грех в своем понятии гораздо шире правовых рамок судебной системы. Право содержит в себе минимум нравственных норм, но далеко не всех. Не убей, не укради, не лжесвидетельствуй – мы видим, что в наши дни за нарушение этих богоустановленных законов можно получить реальный срок от государства. А вот прелюбодеяние и зависть, непочитание родителей и религиозная индифферентность с точки зрения государства нарушением закона не считаются. Хотя в ветхозаветные времена прелюбодеяние, например, каралось смертной казнью. По закону того времени: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10).
Христиане порой ругают государство за то, что оно выбирает светскость в части законов. Мол, как же так, у нас было православное государство почти 1000 лет, куда же девать Русскую Правду и Соборное уложение 1649 г., Судебник и Стоглав? Что ж, мы оказались в данной исторической реальности, но это не повод к огорчению. На самом деле задача государства заключается не в строительстве Царства Божьего на земле, а в сохранении на подзаконном пространстве спокойного, мирного и комфортного сосуществования всех граждан.
Безусловно, нормы морали шире законодательных рамок. И именно эта сфера часто становится причиной широкой общественной дискуссии, споров и даже полемических конфликтов между носителями разных систем ценностей.
Увы, поврежденная природа человека не позволяет ему во всей полноте принять Божественный закон. Именно поэтому законы и в нашей стране в том числе носят светский характер, при этом стараясь сохранять баланс и уважать чувства верующих людей. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано также, что если человеческие законы совершенно отвергают Божественную норму, то они превращаются в беззаконие. Тем не менее вряд ли когда-либо в истории мы получим законодательство, основанное на Евангелии. С одной стороны, для этого нам потребуется воцерковленное общество (или значительная его часть), а с другой, не очень понятны в таком случае меры пресечения «правонарушений». Согласитесь, евангельские законы говорят о свободе выбора. То есть совершать грех или нет – всегда решение человека. И за подобный проступок Бог не карает человека сию же секунду ударом молнии с небес. Нет, Бог дает человеку время и терпеливо ждет от него покаяния, исправления. За покаяние, с точки зрения светского закона никак не воспринимаемого, Господь еще и может наградить раскаявшегося грешника. Полная несовместимость Божественного и светского.
Поэтому христианин может жить в любой правовой системе. Церковь Христова призывает верующих быть законопослушными гражданами.
Возможность отстаивать гражданские права лишь помогает христианину осуществлять свое высокое призвание. Но если требования закона угрожают вечному спасению, верующий призывается к подвигу исповедничества. Таких примеров немало было и в первые века христианства, и во времена более поздних периодов, например, в первые десятилетия правления советской власти. Однако христианин всегда выступает не с позиций грубой силы и беззакония, а с позиций законного отстаивания своих прав против безусловного нарушения другим человеком, организацией, обществом или государством заповедей Божиих. Сила христианина – в любви, мире и доброте, которые он должен нести в мир несмотря ни на что.
Владимир Басенков