Почему Церковь не должна зависеть от государства, объясняет митрополит Антоний (Паканич).
За 2 тысячи лет существования Церкви политическая карта мира кроилась кардинально. Границы государств, да и сами государства, менялись до неузнаваемости. От некоторых оставались только названия на страницах учебников. Политические и экономические системы сменяли одна другую. Но здание Церкви стояло. Хотя и языки пламени касались его изрешеченных, с отбитыми углами, фасадов.
Потому Церковь не должна и не может по своей природе зависеть от государства, быть шестеренкой государственной машины.
Для государства есть плохие граждане, есть хорошие, у государства есть враги, внешние, внутренние, а для Церкви все люди – Ее дети, верные, заблудшие, не помнящие родства, о которых она молится как мать.
Если человек будет забывать об этом, свои коррективы будет вносить Бог. Попытки сделать Церковь смертной, как любое государство, не увенчаются успехом никогда. Поэтому лучше не доводить ситуацию до необходимости внесения радикальных корректив, а помнить о предназначении Церкви и Ее роли.
Церковь не помещается в рамки земных представлений о системе. Церковь вне системы, строя, политики, целесообразности. Ее нельзя ограничить рамками, нельзя приручить, сделать удобной. Потому что Церковь – вечна, а мир временный.