ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Мир и Православие | 28-04-2014, 09:19

Источник информации

Милостыня для попрошайки: Всегда ли поможет логика?

Проголосовать:
голосов: 0

Все мы знаем, что среди попрошаек много мошенников. Но достаточное ли это основание для того, чтобы проходить мимо?

Не то, чтобы наличие нищих на улице было благом – но и считать попрошаек черным беспримесным злом тоже не стоит. Они – наш шанс стать лучше. И рекомендациями, куда им лучше обратиться, и убеждением в том, что «уж я-то мафию не кормлю» тут не отделаешься.

 Разговор о соотношении эффективности и человечности в благотворительности продолжается. И иногда он акцентируется на совершенно неожиданных моментах.

Всегда очень интересно наблюдать за тем, как подвергаются сомнению вещи до некоторой степени несомненные, и сталкиваются точки зрения, про каждую из которых можно с полным основанием говорить, что она вполне верна.

Именно так произошло с новым продуктом проекта «Добро.Мейл.Ру» – инфографикой, посвященной извечному благотворительному вопросу «Подавать ли нищим на улицах».

Итак, вот он плакат. На всякий случай, добавлю, именно я консультировал его авторов при создании и несу изрядную долю ответственности за его содержание.

С одной стороны, он прост и понятен: действительно, отданная нищему в метро купюра моментально исчезает из поля зрения дарителя, и неизвестно – пошла она на хлебушек, как просили, на пропой или в карман «хозяину» попрошайки. Даритель точно этого никогда уже не узнает.

Более того, не является ни в коем случае секретом ни для кого, что и дети у нищих зачастую чужие, а то и краденые, и собаки под наркотиками, и животы у беременных ненастоящие. С другой стороны – неизвестно, много ли нищих на самом деле нуждаются, и многие ли занимаются этим промыслом добровольно.

Известно, что когда речь начинает идти не о передаче наличных денег, а о более осмысленной помощи – то огромное большинство просящих внезапно исчезает, отказываясь получать необходимые им лекарства, билеты, еду и работу.

Наконец, неоспоримо, что проблему нищенства не победить мизерной случайной милостыней. Более того, милостыней проблема скорее усугубляется – пока добросердечные граждане и гражданочки подают, человек с улицы не уйдет, и работать тоже не начнет.

Всё это – самоочевидные трюизмы для любого кто проработал с просителями благотворительной помощи хотя бы несколько месяцев.

И с этой точки зрения инфографика «Добра» весьма разумна и точна.

Но есть и другая сторона означенной проблемы.

Нищие сейчас – почти единственные нуждающиеся, которые пока еще не спрятаны от глаз жителя мегаполиса. Больные надежно убраны в больницы, сироты – в казенные учреждения, о льготах для многодетных слагаются телевизионные легенды, абсолютно аналогичные такого же рода сказкам о райской жизни инвалидов и счастливой старости ветеранов.

Китайский ширпотреб смазал социальные различия при подходе «по одёжке», а смотреть в чужую тарелку в России испокон веков считалось зазорным.

Не говоря уже о широком распространении в стране социал-дарвинистских идей, выдаваемых за ответственное отношение к жизни: дескать, нет слова «не повезло», есть слова «я лентяй и трус». И всякий оказавшийся на дне – пришел туда по собственном воле.

Транслируемые в легком для усвоения формате бесконечные success stories о чудодейственно упорных, непредсказуемо одаренных, и поздно разбогатевших людях не только пробуждают надежду, что шансы на успех у читателя пока еще есть, но и заставляют его с презрением смотреть на того, кто «сдался» и «сломался».

 

 

Не зря распространен именно в мегаполисах странный типаж благотворителя, всей душой вкладывающегося в страдающих четвероногих, но совершенно равнодушного, а то и озлобленного по отношению к представителям Homo Sapiens. Просто потому, что на животное, как ни старайся, не получится навесить ответственность за случившиеся с ним беды.

В результате создается ситуация, когда нищие помимо функции социальных паразитов берут на себя полезную задачу по возбуждению в соотечественниках хотя бы остатков милосердия: сколько ни читай про «мафию бездомных», все равно очевидно, что стоять зимой весь день в промерзшем переходе точно можно только от полного отчаяния, и никуда от этой мысли не деться.

Нищие взывают к самым базовым возможностям сочувствия, обращаются к тому, что еще не отрефлексировано разумом – и этим могут быть ценны для нашего рассудочного времени. Появление образа подлинного страдания способно в некоторых случаях разбудить того, кто живет, не отрываясь от айфона, а вершиной жизненного неуспеха видит необходимость смены форма проведения отпуска с «дорогой заграницы» на «заграницу дешевую».

Не то, чтобы наличие нищих на улице было благом – но и считать попрошаек черным беспримесным злом тоже не стоит. Они – наш шанс стать лучше. И рекомендациями, куда им лучше обратиться, и убеждением в том, что «уж я-то мафию не кормлю» тут не отделаешься.

Потому что есть и еще одна сторона проблемы, тоже скорее внутриличностная, и касается она не просто милосердия, а самого восприятия жертвователем просителя. Кто он для нас, вот этот, с протянутой рукой – равный нам человек, с душой и с мозгами, который оказался в беде, или некое низшее существо, о котором мы, умные и социально опытные, заранее все знаем?

И в том числе, разумеется, знаем, как ему помочь, лучше, чем он.

Это достаточно тонкий момент. Печальная правда в том, что в огромном большинстве случаев реальная помощь может быть оказана только извне.

Нищий просит на «поужинать», а не на «ресоциализацию», и без приложения внешней силы в большинстве случаев не способен выйти из порочного круга «выпросил денег – проел – проголодался – пошел снова просить».

Но и подход «вот тебе вместо ужина карточка профильной организации, они принимают с девяти до восемнадцати тридцати» не то, чтобы оскорбителен –но он изрядно снижает в подаваемой помощи градус человечности: нищий воспринимается тут не как человек, а как абстрактная проблема, с которой должен работать специалист.

Созданная с моим участием инфографика – следствие скорее здорового неприятия работниками благотворительной сферы недостаточно разумного и выверенного подхода к помощи людям.

Так психологи не очень по-доброму настроены к самодеятельным любителям выслушивать чужие жалобы, а профессиональные правоохранители – к разного рода «самооборонщикам».

Инфографика «Добро.Мейл.Ру» учит действительно важным, полезным и разумным вещам, которым правильно следовать. Да, нехватку понимания ситуации правильно компенсировать изучением фактов и логикой – это помогает избежать ошибок. Одновременно это снизит шансы на искренность: логика и факты отчуждают личность от происходящего вокруг.

Потому что человек уникален, а логические построения универсальны, и неважно, я не подал нищему, или кто-то другой. А вот пожалеть – это лично моё. Это уникально и по-настоящему.

Очень важно помнить, что сфера отношений между людьми не исчерпывается разумным. Всегда остаётся некоторый люфт, в котором существует чудесное и в котором есть место подвигу и подлинно человеческим отношениям, которые рискованны, но без которых

невозможно ничто подлинное. И даже самые разумные правила не должны стоять между человеком и его милосердием.

В Евангелии от Марка, в четырнадцатой главе, есть один эпизод, в котором Господь несколько парадоксальным образом восстает против милосердия. Когда некая женщина пришла к Нему с сосудом драгоценного масла, омыла этим маслом Ему ноги и вытерла своими волосами, то некоторые из учеников высказались в том ключе, что это бессмысленная трата ценного ресурса, резонно указав, что средства от продажи масла могли бы быть истрачены на помощь нуждающимся.

И в том, что Господь ответил им, мне представляется важной именно фиксация на отношениях в ущерб «правильному подходу»: искренний порыв любящей женщины оказывается нужнее и важнее, чем стремление к разрешению социальных проблем абстрактных в данном случае «нищих».

Не потому что, нищих не жалко, потому что разного рода проблемы есть и будут всегда. А проявить то, что действительно проснулось в душе, сделать нечто подлинное из самой глубины сердца – другого шанса может и не выпасть.

Владимир Берхин

pravmir.ru

 

 

 


 

В сюжете: Владимир Берхин нищие

 

Просмотров: 1 406
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru