СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Принятие закона об административных штрафах за пропаганду ЛГБТ вызвало новую волну ссылок на нашего великого композитора Петра Ильича Чайковского. Одна сторона настойчиво уверяет, что композитор был гомосексуалистом, другая — видит в этом неосновательные слухи, запущенные отвергнутой гением поклонницей.
Стоит заметить, однако, что сам довод вида «художественный гений имел такие-то спорные особенности в частной жизни, следовательно, эти особенности следует признать чем-то достойным признания и продвижения» рассыпается, как только мы рассмотрим его подробнее.
У Тимура Шаова есть шуточная песенка «И на Солнце бывают пятна», лирический герой которой отбивается от упреков домашних тем, что великие люди имели намного худшие недостатки:
Вот взять Великих – кто блудил,
Кто квасил, кто жену лупил.
А я что? Свет не погасил?
Смешно. Курям на смех.
Песенка сопровождается припевом
И все они бухали!
И Мусоргский бухал!
Что правда, то правда — другой наш музыкальный гений, Модест Петрович Мусоргский, страдал алкоголизмом. И не он один. Солнце нашей поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, был азартным игроком — как и Федор Михайлович Достоевский. Вообще художественная гениальность не гарантирует человека от разрушительных пороков; а слава и достаток для многих оказываются непосильным бременем.
Гениальный немецкий композитор Рихард Вагнер был антисемитом — чем потом очень полюбился национал-социалистам — и самовлюбленным нарциссом. Великий французский поэт Поль Элюар — коммунистом и большим поклонником Сталина.
Однако мы не видим, чтобы производители крепкого алкоголя требовали снять ограничения на рекламу и продажу их продукции под тем предлогом, что многие великие деятели культуры были горькими пьяницами; а содержатели казино обычно не лоббируют свои интересы, ссылаясь на Пушкина и Достоевского.
А уж ссылки на Вагнера или Элюара точно не показались бы убедительными нынешним противникам закона о пропаганде ЛГБТ.
Во всех остальных случаях мы прекрасно понимаем, что человек — существо противоречивое, художественный гений может быть далеко не во всем прекрасен, поразительные озарения могут соседствовать с глубокими провалами, когда, как об этом сказал Пушкин, «И меж детей ничтожных мира / Быть может, всех ничтожней он».
Желание оправдать порок, отыскав его у великих людей — стремление эмоционально понятное. Стыдно и горько быть пьяницей; человек испытывает облечение, узнав, что великие поэты, композиторы и художники были привержены тому же пороку. Но беда в том, что сам по себе порок никакой гениальности не означает — абсолютное большинство алкоголиков не пишут ни гениальной музыки, ни стихов, они просто катятся под откос, и в их трагедии, увы, нет ничего похожего на величие.
Но точно также бессмысленны и ссылки на то, что какие-то великие деятели культуры были, как утверждается, гомосексуалистами. Водка никого не сделала великим композитором. Напротив, водка сгубила великого композитора Мусоргского — как и множество других людей, как великих, так и неизвестных. Точно также расстройства полового влечения не являются причиной гениальности. Они являются одной из заметных причин распространения болезней, передаваемых половым путем — ВИЧ, «Оспы обезьян» и других.
Пропаганда, вовлекающая неопытную и преисполненную гормонами молодежь в разрушительный и опасный образ жизни, не делает юношей и девушек гениями — она делает их больными и несчастными.
Злонамеренные усилия максимально отвратить человеческую сексуальность от той цели, для которой она была создана — брака и семьи — не несут и не могут принести ничего, кроме несчастья. Если юноша будет пить, как Мусоргский, он вовсе не будет сочинять гениальную музыку — он просто напрасно погубит свою жизнь. Если он будет вести себя как это, по крайней мере, приписывается Фредди Меркьюри, он не напишет «Богемскую Рапсодию» — он просто трагически умрет от СПИДа.
Поэтому вопрос о подробностях личной жизни Петра Ильича Чайковского просто не имеет отношения к закону о противодействии злонамеренной и разрушительной пропаганде.
Но сами ссылки на Чайковского побуждают обратить внимание на тот факт, что в России XIX века, где творил и Петр Ильич, и другие русские гении, никакая открытая пропаганда ЛГБТ была невозможна — не столько юридически, но и культурно. Конечно, тайно люди могли предаваться чему угодно — и нельзя сказать, чтобы это как-то свирепо преследовалось — но по этому поводу не было принято устраивать парадов.
Это не рекламировалось и не продвигалось — существовало общественное согласие, что порок не должен восхвалять себя. Тем не менее, художественной гениальности соблюдение приличий никак не мешало; это можно сказать и о более ранних и еще более суровых временах.
Величайшие творения человеческого гения относятся к временам, когда порок принужден был скрываться, в обстановке, как сказали бы в другую эпоху, «феодально-клерикального гнета»
В наши дни — когда ЛГБТ превратилась в государственную идеологию в ряде могущественных стран — мы не видим, чтобы это привело к расцвету художественной гениальности. Уж скорее, жуткой и отталкивающей безвкусицы.
Так что люди, желающие спекулировать на людских пороках, не создадут для нас ни новых Пушкиных, ни новых Мусоргских, ни, конечно, новый Чайковских. И их ссылки на этих гениев прошлого совершенно неуместны.