То, что призванные быть светом миру христиане, согласно статистическим данным, перестают светить ему, не подавая должного примера в супружеской жизни, к сожалению, печальный и постыдный для нас факт. Количество разводов в семьях, называвших себя православными, вполне сопоставимо с разводами «в миру» – наверное, каждый из нас может привести один-два примера, а то и больше. Доходит дело даже до убийств. Причем это не страшилки из страны далекой, а самая что ни на есть наша безрадостная действительность.
Мы беседуем с иереем Анатолием Савчуком, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского в далеком Харовске Вологодской области, отцом девятерых детей, о причинах нашего столь нехристианского поведения и способах исправления своей жизни по Евангелию.
Терпимое скотство
– Отец Анатолий, одна из бед нашего времени, судя по статистике даже среди православных, – это бесстрашное отношение к Таинству брака.
– Думаю, вы правы. Разводы и их предвестники стали чем-то терпимым, «нормальным» – простите за такое слово – в нашей среде. Судя по количеству разводов, а также разладов, скандалов в наших семьях, мы, православные, действительно подходим к браку без должного страха – страха Божия.
– В чем причина такого омертвения сердца? И как же нам реагировать на совершенно справедливые замечания людей, к Церкви не принадлежащих: «Что ж вы, православные, учите нас жизни, а сами живете по-скотски? Да у вас у самих – что ни брак, то развод, а то и похлеще»?
– Насчет «по-скотски». Ладно, волк – не скот, но все-таки: часто даже эти дикие звери, хищники, гораздо достойнее некоторых людей ведут себя, когда речь идет о супружестве. А причина нашего страшного поведения – это эгоизм, самолюбие, на мой взгляд. Самолюбие стало всеобщей бедой. Эгоизм пропагандируется с невиданной доселе силой и напором: из всех динамиков, со всех экранов на нас давит агрессивное яканье: «Я – бог, я этого достоин» и т.п. Реклама глупа, и ее можно попытаться не замечать, но из-за ее назойливости и всепроникаемости это очень трудно сделать.
Можно выключить рекламный ролик, но как выключить, скажем, какой-нибудь фильм, где вроде бы нет никакой рекламы, но вовсю пропагандируется тот самый эгоизм? Главный герой, парень-симпатяга, крушащий врагов направо и налево, спасающий мир в стотысячный раз, – чем не пример для подражания для юношества и не предел мечтаний для подрастающих девушек? Но взгляд на семейные отношения этого симпатяги оставляет самое удручающее, с точки зрения христианства, впечатление. Какие там семейные ценности, какая там верность, какое подлинное рыцарство?! Да там мрак и ужас. Но герой-то «положительный», следовательно, и образ его жизни зазорным не может быть. Вот и получается, что иллюзорное спасение мира на самом-то деле ведет к его разрушению – через разрушение естественных представлений о семье, верности, любви и чести.
Квадратные метры вместо Отечества
–
Это если брать кинематограф. А если взять наши разговоры? Все чаще слышу: «А что мне это даст?»; «А что я с этого буду иметь?» Я ему – «Доброе утро!», а он со мной торгуется. Что за явление?
– То же самое: самолюбие. Ты посмел с ним поздороваться, значит, проявил какой-то интерес. Раз он тебе интересен, давай что-нибудь взамен. Это какой-то слом того старого доброго русского, что было в нас с детства. Обычного бескорыстия простой открытости.
Современный человек не умеет терпеть и ждать, жертвовать своими интересами
Есть и еще одно явление: человек разучивается терпеть и ждать. Сейчас мы живем на всем готовом, по крайней мере этот принцип во главе угла нашего воспитания, в том числе школьного. Помните выезды школьные на картошку? «Общественно полезный труд» – была такая дисциплина. Человек учился делать хоть что-то для других, жертвовать какими-то своими интересами. Мне-то проще, я сельский: если я вместо того, чтобы пойти, скажем, вместе со всеми на ту же картошку или на покос, еду на рыбалку или еще куда, свои же меня не поймут и доходчиво объяснят мне свое недоумение. Впрочем, это же было и в городах, насколько я знаю.
Сейчас же я сильно сомневаюсь, что все дети в курсе, что чай может быть сладким только в том случае, если положишь туда сахар и размешаешь его. Желательно сам. Далеко не всегда достигается и это. И если я живу на всем готовом, если с младенчества привык к тому, что у меня есть всё по первому хлопку и первому же платежу с кредитки, то интересы другого мне, знаете, как-то по барабану: я его/ее приобрел – пусть выполняет те брачные функции, ради которых и было осуществлено приобретение.
Наша семья атомизирована, разодрана в клочья: родители – отдельно, родители родителей – отдельно
Еще одна беда: потеря почитания старших. Могли бы мы представить себе каких-нибудь 30 лет назад, что к учителю можно обращаться не «на Вы» и не стоя? Чтобы кто-то не уступил место в транспорте старшему? Если раньше дедушка или бабушка в семье – это было совершенно естественно, и именно от них ребенок учился правилам уважительного поведения в обществе, то сейчас наша семья, точнее, то, что от нее осталось, атомизирована, разодрана в клочья: родители отдельно, родители родителей – отдельно. И очень сложно в таких условиях прививать навыки хорошей семейной жизни, если мудрые старики оказываются где-то далеко и ходят к детям в гости по приглашению, после нескольких телефонных звонков, чтобы не «оторвать их от важных дел».
Урбанизированная, атомизированная и жутко эгоистичная общность, лишенная земли, – вот что мы сегодня из себя представляем. Да и живем мы уже не на земле, а на квадратных метрах. Мы корни утратили – в прямом и переносном смысле. Так мы теряем и семью, и Отечество. Понимаете, нам нечего защищать, не для чего жить, кроме как для квадратных метров. Так себе патриотизм, если вдуматься.
Несколько завышенное самомнение
– То, что мы православные, не должно ввергать нас в высокое мнение о себе. Борьба с грехом продолжается до последнего вздоха, и нечего думать, что мы лучше других. Вспомним историю преподобного Иакова Постника. Этот великий человек однажды победил искушение. Пока его пыталась соблазнить блудница, он держал руку над огнем. А потом, видимо, возгордившись, он пал с самой благонамеренной девицей-христианкой и убил ее. Много позже людям стала известна сила и глубина покаяния Иакова, когда епископу открылось, что только по молитве этого покаявшегося святого минует страшное бедствие, обрушившееся на ту землю. И я очень не уверен, что преподобный Иаков после такого урока когда-нибудь считал себя святым. В отличие от нас, которые прощают себе очень и очень многое. Нам бы не мешало помнить, по моему твердому убеждению, что по сравнению с нашими великими преподобными предками мы – пыль. И знать, что если уж такие столпы были подвержены падениям, то нам ли, грубо говоря, выпендриваться?
– Так что же делать нам, лишенным Родины, семьи, не святым?
– Не отчаиваться никогда. И помнить, что Бог способен сделать человека и из праха. Да, и смотреть, искать добрые примеры. А они есть, несмотря на откровенное нежелание рассказывать о них в СМИ, киноиндустрии или где еще. «Как знаешь, ты, жена, не спасешь ли мужа?» или «Как знаешь, ты, муж, не спасешь ли жены?» – апостол обращается и к нам, сегодняшним горе-христианам. Сколько случаев из современной жизни, когда терпением, иногда просто мученическим терпением, и самоотверженностью жены или мужа вторая половина приходила в себя и семья становилась настоящей, христианской, крепкой!
Твердое «нет», знание молитв и добрый совет
– Очень красивое Таинство Венчания. Когда, по вашему мнению, нужно отказать в нем людям, заявляющим о своем намерении венчаться?
– Тогда, когда ты видишь, что к несению венцов они не готовы. Если люди не церковные, если они не ходят на воскресные службы, не принимают участия в Таинствах, то определенно имеет смысл подождать. Годик, может быть, при условии их вступления в церковную жизнь. А иначе им сложно выстроить семью.
– Имеет ли смысл, полезно ли вступающим в брак предварительно познакомиться, прочесть и понять как следует молитвы, которые будут звучать на Венчании? Ведь во время самого Таинства люди могут просто перенервничать, пропустить важные слова.
– Конечно! Тем более что эти молитвы очень поэтичны, историчны, это настоящий кладезь любви, сопереживания, добрых пожеланий им от Церкви.
– А как быть с уже воцерковленными людьми: можно ли, нужно ли когда-то посоветовать им повременить с Венчанием?
– Да, если у них один умный, опытный духовник, который действительно переживает за обоих. Не за себя – за них.
– Что можно сказать тем христианам, которые стали жертвой развода – по собственной ли вине, вине супруга, чаще – по обоюдной вине?
– Не знаю. Случаи настолько индивидуальные, что что-то общее сказать сложно. Призывать всех к покаянию будет слишком общо, и оттого покаяние может потерять свою силу и значение. Дежурно призвал – дежурно «покаялись». Нет, я не знаю. Каждый случай индивидуален.
Давайте беречь друг друга – делом, словом, помышлением
– Дайте, пожалуйста, добрый совет молодым.
– Лучше сказку расскажу. Грузинскую. Послали как-то человека за какой-то надобностью к трем братьям в горы. Приходит к младшему, стучится в дверь дома – оттуда крики, упреки. Выходит сгорбленный старик. «Так и так, меня послали к тебе за хлебом. Есть ли у тебя?» – «Нет, и давно уже не было. Спроси у среднего брата». Приходит к среднему – та же история. Те же крики, вопли, скандалы, такой же угрюмый сгорбленный старец. Отправил его к старшему. Стучится – полная тишина. Распахивается дверь, и выходит сияющий, радостный дядька. Зовет его в дом, угощает, снабжает всем необходимым – полный алаверды. Тот изумляется, спрашивает у жены этого молодца: «Как же так? Этот брат самый старший, а выглядит так молодо, и вы все счастливы. Как так, объясни мне?» Та отвечает: «Тут все просто: я берегу мужа».
– Так выпьем же за то, чтобы и наши жены выглядели всегда такими же молодыми и были бы с нами такими же счастливыми, как мы с ними, – так?
– Если умеренно и хорошего грузинского вина, то – обязательно. А если серьезно, то давайте действительно беречь друг друга – делом, словом, помышлением.