Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Никак, по той простой причине, что в Православной Церкви нет и никогда не было понятия «развенчания». Это скорее народный разговорный термин, обозначающий церковное благословение на второй брак. Далее, для тех, кто только первый или уже второй раз планирует семью, я предлагаю порассуждать на эту тему немного глубже.
Венчание – это неизгладимое Таинство, и не существует никакого чина, его аннулирующего. Есть лишь практика, когда один из супругов, уже по факту распавшегося брака, обращается к епархиальному епископу за благословением на венчание во второй раз, при этом обязательно указывает объективную причину развода. Бюрократическая сторона вопроса, как правило, решается в епархиальном управлении, но архиерей, если сочтет необходимым, может пригласить и на личную беседу. Стоит сказать, что причина развода на подобие «не сошлись характером» не рассматривается как объективная. К сожалению, молодожены далеко не всегда понимают глубину и смысл Таинства Венчания, относятся к нему как к красивому обряду, некоему религиозному атавизму или атрибуту культуры. От этого и возникает иллюзия, что «развенчаться» можно так же легко, как и обвенчаться. Я скажу больше: в формальном плане «развенчаться» действительно проще, не нужно «отстаивать» богослужение, «терпеть» не всегда понятный церковнославянский язык и нравоучения священника, но при этом нужно помнить, что в любом случае расторжение христианского брака – это всегда следствие греховных действий супругов.
Кто-то, возможно, подобными выводами возмутится, ведь могут же быть случаи, когда один из супругов на 100% прав, а другой на такие же 100% – не прав? Думаю, что могут, но только довольно редко. Пояснить свою позицию я постараюсь примерами. Мы знаем слова Христа: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Исходя из этого, можно сделать вывод, что допустивший измену супруг не прав на «все сто» и нечего с ним разговаривать. Ни в коем случае не оправдывая грех, напомню о ситуациях, которые мне не раз доводилось наблюдать. Вот перед нами молодая и красивая пара. Какой-то период они завоевывали сердца друг друга, старались понравиться, наконец влюбились и решили создать семью. В один из дней их совместной жизни жена приходит в Церковь и кардинально меняется.
Перестает красиво одеваться, пользоваться косметикой, перестает интересоваться чем-либо, кроме церковных тем. Выходные проводит не как обычно, в кругу семьи, а неся послушание в храме. Без всяких пояснений, а просто на основании «так надо» заставляет детей отстаивать службы, чем, вполне ожидаемо, вызывает у них неприятие церковной жизни, но они пока что еще слушают ее. При этом постоянно пилит мужа за то, что тот не ходит в храм, и допускает его в постель лишь пару раз в год, да и то нехотя. Предположим, для мужа ценны семья и дети, он как может еще старается любить изменившуюся до неузнаваемости супругу, но не выдерживает, ему «срывает крышу» – и он находит утешение в объятиях другой женщины. Мужчина, может, будет жалеть об этом всю оставшуюся жизнь, но исправить ситуацию становится все сложнее.
Посмотрев извне, мы увидим «благочестивую» христианку и грешника-прелюбодея, но что мы имеем на самом деле? На самом деле, и это я говорю из личного опыта, жена здесь выступает большей эгоисткой, чем муж. Грех всегда остается грехом, но в свершившемся прелюбодеянии виновны оба. В «церковности» жены не было любви, а только запреты и укоры, более того, такими действиями она оттолкнула мужа от Церкви, если не навсегда, то точно надолго, ведь в происшедших в ней изменениях он точно будет винить Церковь, так как винить ему по большому счету больше некого.
Вариации поведения супругов могут быть различными, но этот пример я привел для того, чтобы мы всегда помнили: главным «веществом», скрепляющим христианский брак, является любовь, а когда встает вопрос развода, то не стоит торопиться, возможно, ситуацию еще можно спасти. В счастливом союзе мужчины и женщины любовь – это не всегда удовольствие и наслаждение, чаще – это постоянный труд, но в этом труде и заключается само счастье. Тот, кто живет только ради себя, не может быть по-настоящему счастливым. В браке человек спасается жертвенностью ради любимого. Приведенный мной пример показывает, что жена религиозную экзальтацию восприняла как подлинную христианскую жизнь и жила ради себя, нанеся большой урон как своей душе, так и душам своих близких. Как видим, в браке радости и горести всегда общие и затрагивают всех членов семьи. Именно поэтому утрата любви одного ведет к утрате любви и у других, живя под одной крышей, люди отдаляются друг от друга. Жертвенная же любовь со временем только «взрослеет», так что к «золотой свадьбе» супруги любят друг друга сильнее, чем в молодости.
Бывает и так, что из-за чреды совершенных и никак не исправленных ошибок от прежних отношений остается лишь одно «пепелище», а развод представляется единственным средством решения сложившейся проблемы. В таком случае Церковь допускает возможность вступления христиан во второй брак. Но при этом важно помнить, что данная мера – средство снисхождения, а не норма. «Разводиться дело противное как природе, так и божественному закону, – пишет свт. Иоанн Златоуст, – природе – поскольку рассекается одна плоть, закону – поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять». Эти слова, с одной стороны, свидетельствуют, как было сказано, о том, что не существует аннуляции Таинства Венчания, с другой – в случае повторного вступления в брак – напоминают о его святости и недопустимости развода. Третий брак в христианстве разрешается крайне редко и лишь в исключительных случаях, поэтому не стоит надеяться на него и рассматривать как запасной вариант в случае неудачи со вторым.
Греховный, негативный опыт – это тоже опыт, из которого можно сделать положительные выводы и не допустить ошибок, совершенных ранее. Все чинопоследование венчания – содержание молитв, песнопений и читаемых отрывков из Священного Писания – указывает нам, что прообразом союза мужа и жены является союз Христа и Церкви, а, как мы понимаем, Христос и Церковь – неразделимы.
Мы сегодня живем в эпоху постмодерна, когда все традиционные ценности не просто нивелируется, а отрицаются. Человеку предлагается свобода как вседозволенность, но лишенная при этом всяких смыслов и целей. Однако воспитание личности, душевный и духовный рост невозможны без ограничений, и брак – это как раз то ограничение, которое мы добровольно берем на себя ради того, чтоб научиться жертвенности, любви и смирению, ради того, чтоб совместными усилиями достичь блаженной вечности. Это не тягостная повинность, но подлинное счастье. Напоследок стоит вспомнить прекрасные слова свт. Григория Богослова: «Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее... Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности».