ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Православная духовность | 18-08-2017, 06:47

Источник информации

Как обуздать свой гнев: размышления над «Лествицей». protoinfo.ru

Проголосовать:
голосов: 1

 

4.DSC_9510

Священник Илья НИКИТИН

Есть один очень важный благочестивый принцип: «не приступай ко Причастию, если находишься в ссоре с кем-либо». И, в самом деле, как можно приступать к Божией Любви, надеяться на благодать, если в данный момент жизни в нас нет любви к ближним? В Евангелии относительно этого есть один яркий пример. Иуда Искариотский во время Тайной Вечери в числе 12 учеников причастился Тела и Крови Христовой, а затем пошел и предал своего Божественного Учителя.

Но вернемся к началу. Когда между людьми случается какая-либо ссора, обида, это порой связано с такими порочными качествами человеческой души как осуждение, памятозлобие и гнев.

Всегда актуальная книга

И, как нельзя кстати, в этом контексте уместно вспомнить одного святого, жившего очень давно, на рубеже VI-VII веков, и написавшего замечательную книгу, называемую «Лествицей». Если упростить это название, то получится «Лестница». А святого так и называют – Иоанн Лествичник. А книга его как раз о том, каким способом можно бороться со своими пороками и страстями и через эту борьбу подниматься по духовной лестнице, все ближе и ближе, к Царству Небесному, к Богу. В частности, «Лествица» может очень сильно помочь нам в преодолении различных ссор и обид.

Вот что написано в «Лествице» об осуждении: «за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает»[1]. Просто и понятно. Как в Евангелии: «Не судите, да не судими будете» (Мф.7:1). Тут и добавить нечего.

Далее — памятозлобие. Как сложно нам бывает простить человека, когда он нам сделал какое-то зло. Может быть он, этот обидчик, уже и прощения несколько раз попросил, может быть, мы уже столько же раз пробурчали ему что-то наподобие «да ничего страшного». Но вот проходят дни, месяцы, года, а мы все помним, до единого слова помним, даже интонацию голоса помним, и не можем забыть, хотя бы нам очень этого хотелось. И вот что преподобный Иоанн Лествичник пишет нам о том, что происходит с человеком, когда он по-настоящему прощает: «Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься»[2].

Праведный гнев

Теперь – о гневе. «Лествица» говорит нам: «по естеству есть в нас и гнев на древнего оного змия, а мы употребляем оный против ближнего»[3]. Гнев нам свойственен. И Господь гневался, праведно гневался на тех, которые позволили себе в Иерусалимском Храме заниматься торговлей и разменом монет. Наш гнев не должен быть направлен на наших ближних (да и вообще на всех людей). А почему не должен? Да хотя бы потому, что отличить праведный гнев от неправедного очень трудно. Вот, хочется нам, например, во что бы то ни стало, отстоять свою точку зрения, или заставить другого человека поступать так, а не иначе (ну мы же знаем, как правильно!). А закончиться все это порой может очень плачевно и грустно, с упреками, с обидами, с оскорблениями. Вот бы нам всю нашу прыть, весь наш гнев взять, да и направить в другое русло, направить на борьбу с «древним оным змием», т.е. диаволом, олицетворением греха и нечистоты. Сжать волю в кулак, помолиться Богу, да и дать себе обещание больше не возвращаться к каким-либо порокам (а ведь речь здесь не только о вредных привычках – курении, алкоголизме и прочем, а о таких привычках, как осуждение, тщеславие и многих других). А когда всякие худые мысли будут нас опять тревожить, со всей решимостью гнать их от себя.

Вот тогда наш гнев будет праведным, и будет нам благо!

И напоследок замечу, что в «Лествице» еще много чего есть интересного и полезного. Надо только лишь найти время, место и желание приобщиться к многовековому церковному опыту.

 

[1] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/10

[2] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/9

[3] https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/lestvitsa-ili-skrizhali-dukhovnye/3


 

В сюжете: Священник Илья Никитин гнев

 

Просмотров: 1 385
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru