Итак, Петров пост.
Мы, в принципе, уже довольно много знаем о постах, различаем степень строгости Петрового и Успенского и вообще стараемся поститься «постом приятным, благоугодным Господеви…»
Но вдруг (или вновь – у кого как) возникают ситуации, когда наш «благоугодный» пост почему-то вызывает ропот окружающих. «Сколько можно постничать», «так скрупулёзно поститься – это фарисейство», «ты постоянно выпрашиваешь себе послабления поста, это малодушие». Знакомо?
Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему? Но какой выход – не поститься? Накопившиеся вопросы мы адресовали наместнику Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископу
Обуховскому Ионе.
Настраивайте ближних с пониманием относиться к вашим убеждениям
– Владыка, вот мы начинаем пост, искренне намереваясь провести его со всем усердием, исполнить, по возможности, все церковные предписания, угодить Богу. Но для наших ближних это выглядит как буквоедство, фарисейство. Как поститься в этом случае, неужели прятаться?
– Прежде всего, необходимо учитывать конкретную ситуацию: в каком статусе наши ближние, в каком статусе мы по отношению к ним, насколько вообще уместно проявлять излишнее рвение к посту, их тем самым обременяя.
Все четыре поста даны нам не для того только, чтобы воздерживаться от пищи. Пост предполагает, прежде всего, уклонение от греха, максимальное сосредоточение, внимание к себе, и ограничение в еде является лишь средством для этого. И чтобы мы могли преуспеть в воздержании от грехов, связанных с нашей плотью, Церковь на время поста установила определенный режим питания. Конечно, его легче соблюдать, находясь в монастыре, когда готовится только постная пища, или в семье, в которой все воцерковлены и постятся.
Но бывают и ситуации, когда отношение к посту у членов семьи разное. В таком случае самым правильным, на мой взгляд, будет настраивать своих родных, чтобы они с пониманием и любовью относились к вашим убеждениям. Чтобы знали, для чего вы поститесь, как для вас это важно. В таком случае споров, как правило, не возникает.
К тому же нельзя сказать, что постная пища является какой-то ущербной или безвкусной, всегда можно приготовить постное, которое с удовольствием будут есть все. Знаю такие случаи, что вся семья постится, когда только кто-то из её членов воцерковлен.
Будьте готовы потерпеть ради Господа
Но порой возникают конфликты и недопонимание. В любом случае, нужно советоваться со своим духовником, который знает о вашей семейной ситуации, о ваших взаимоотношениях с ближними, и вместе с ним принимать решение.
На мой взгляд, если кто-то категорически настроен против того, что мы постимся, это не повод оставить пост. Если «в малом не будем верны», как «большее нам доверят»? Если в угоду нецерковным людям решим для себя: ладно, буду питаться как все, – где гарантия, что затем не последуют дальнейшие шаги усугубления такого, казалось бы, незначительного отступления?
Сейчас модно манипулировать словом «любовь» и им оправдывать любое послабление. Но не о такой любви говорят святые отцы, не о ней учит Христос.
В известной книге «Лествица» любовь является последней, 30-й ступенью длинного аскетического пути. Преподобный Иоанн Лествичник, начиная главу о любви, писал: «Дерзающий говорить о любви дерзает говорить о Боге». Любовь – это совершенство, человек должен пройти от подвига к подвигу, все 29 ступеней, чтобы сметь хотя бы начать говорить о ней.
Сейчас наоборот переставляют ее на первую ступеньку и учат, что главное – быть дружелюбным, ладить с окружающими, и это уже и есть та любовь, о которой говорил Христос и святые отцы. Но это вовсе не так, это не Христова любовь, а гуманизм.
Многие авторы пишут, что нужно идти навстречу своим нецерковным родным и питаться вместе с ними, чтобы не вызывать раздражения. Мне кажется, это неправильно. Всё же должен присутствовать некий аскетизм, воздержание ради имени Христова. «Будете ненавидимы всеми имене Моего ради» – так сказал Господь. Действительно, ради Христа нужно что-то и терпеть.
Поэтому будьте готовы потерпеть. Если в вашей семье не постятся, готовьте себе отдельно, покупайте постные продукты, за общим столом ешьте то, что дозволено уставом. Знаю таких людей, которые в подобной ситуации буквально сидят на хлебе и воде, но соблюдают то, что установлено Церковью.
Мы знаем: всё возможно верующему. Веруйте, что сможете соблюсти пост, и всё получится.
– Если своим постом мы, не желая того, смущаем ближнего, что выбрать – уступить или стоять на своем?
– Мы всегда выбираем между Христом и миром, который во зле лежит. Я знаю случаи, когда человек, молясь, вызывает немирность ближних, ходя в церковь, вызывает немирность ближних. Воздерживаясь от вечеринок, от блуда и других подобных вещей, люди тоже вызывают ропот окружающих, которые над ними смеются, издеваются. Но нужно сделать выбор: вы либо со Христом, либо с миром, который во зле лежит.
Каждому христианину нужно вести себя так, чтобы ближние были готовы принять, что он постится, что он делает нечто, к чему они еще не готовы. Своим добрым и терпеливым отношением необходимо подвести их к тому, что это действительно для вас важно, что вам это нужно.
Родные часто заставляют постящегося нарушать пост, говоря, что так будет лучше для его здоровья, или упрекая, что придётся теперь отдельно ему готовить, но всё это банальный эгоизм и ни что иное, как чувство собственничества. Потому что в основном конфликт происходит между родителями и детьми или членами одной семьи, у которых есть мелкособственнические воззрения: как это мой родной человек имеет другие авторитеты, кроме меня? Как это мой ребенок прислушивается к другому мнению, нежели к моему, такого не может быть. Это банальный эгоизм, и потакать ему, мне кажется, не стоит.
– Бывает, хозяйка, или глава семьи, или кто-либо из детей стараются не досаждать постом и не напрягать ближних, готовят и питаются отдельно, но все равно слышат в свой адрес: «Как ты со своими постами надоел/надоела». Где искать поддержку человеку, который терпит подобные упреки?
– Есть в Патерике история об одном монахе, который каждый раз, как ему кто-то чем-то досаждал или говорил нечто неприятное, доставал из пояса записку, читал её и складывал обратно, после чего ходил благодушным и бодрым. Братия это заметили и заподозрили монаха в колдовстве, что у него в поясе записан какой-то заговор. Сообщили это игумену, а тот, будучи человеком мудрым, сказал: «Вы потихоньку заберите у монаха этот пояс, чтобы мы прочитали и всё беззаконие открылось». Монахи стащили пояс, принесли игумену. Он достал бумажку и прочитал вслух то, что там было написано: «Терплю ради Господа».
Мне кажется, такая «бумажка» должна быть у каждого человека, который ступает на путь христианской аскезы. Нужно будет терпеть не только голод, не только воздержание от каких-то продуктов, но и неприязненное отношение со стороны окружающих, пусть даже самых близких.
Поститесь… скромнее
Очень важно, чтобы и с нашей стороны не было сознательного или невольного вызова. Можно ведь так поститься, чтобы совсем не привлекать внимания окружающих.
Например, мы приходим в гости в пост или постный день и видим, что весь стол заставлен абсолютно непостными яствами. Что делать?
Кстати, в подобных ситуациях всегда нужно делать выбор: либо ты сознательно идешь к нецерковным людям, зная, что это постный день и будет не постный стол, либо ради Христа под благовидным предлогом отказываешься.
Но бывают случаи, когда отвертеться нет возможности – или гостишь у родственников, или ещё какая-нибудь ситуация. В таком случае не нужно из себя что-то изображать, демонстративно отказываться от мясных блюд. Всё можно сделать так деликатно, что никто и не заметит. Положите себе какого-нибудь салатика, а если предложат колбасы, скажите, что её вы не хотите, а вот маслиночек бы съели. Всегда можно с юмором, не привлекая внимания, придерживаться поста в любой компании.
Ещё хотел бы сказать о ситуации, когда человек приходит в гости к тем, кто не постится, и из деликатности начинает есть вместе с ними скоромное. На мой взгляд, без вреда для себя это может сделать только совершенный верующий. Мы читали у святых отцов, как авва, вкушающий по три зернышка в день, когда приходили какие-то гости, готовил для них рыбу, доставал из запасов мясо и ел всё это вместе с ними. Но подобное, всё же надо сказать, – удел совершенных.
Для нас, обычных людей, нужно помнить слова Лествичника. У него есть замечательная
глава о многообразном тщеславии: это такой трезубец, что как его ни брось, всегда падает острием вверх. Когда я пощусь, тщеславлюсь, когда оставляю пост ради приходящих ко мне, опять тщеславлюсь… Так всегда буду уязвлен.
Но все-таки лучше быть уязвленным тщеславием, если исполняем то, что предписывает Церковь, чем нарушить устав и услаждаться мыслями о том, какие мы хорошие, как любим ближнего, не даем ему повода смутиться, и при всём при этом ещё и наедаться в своё удовольствие.
Пост – подвиг добровольный. Не принуждайте к нему ни в коем случае
– Существует и обратная ситуация, когда в семье верующих кто-то сознательно перестаёт придерживаться поста, например, супруг или повзрослевшие дети. И возникает недоумение, досада: вы же прекрасно знаете установления Церкви, почему нарушаете?
Как увещевать родных, которые, будучи церковными людьми, не хотят поститься, и надо ли это делать?
– Пост – это подвиг абсолютно добровольный, и принуждения в этом отношении ни в коем случае быть не может.
Могут иметь место какие-то педагогические внушения, когда родители, отвечая за христианское воспитание своих маленьких детей, объясняют им, что нужно поститься, воздерживаться от определенных продуктов, но при этом разъясняют, для чего это делается и зачем.
Но когда человек достиг сознательного возраста и сделал для себя выбор, заставлять его бессмысленно. Мы знаем, что зачастую дети в воцерковленных семьях, вырастая, отходят «на страну далече», потому что у того, кто ограничен какими-то рамками, всегда есть соблазн попробовать вырваться на «свободу» и «насладиться» ею в полной мере.
Знаю достаточно много воцерковленных детей, которые в студенческую пору отходят на какое-то время от Церкви и живут так, как им кажется привлекательным и интересным. Но со временем все возвращаются, потому что понимают: то, что кажется свободой и вольностью, на самом деле является стесняющими оковами и тяжестью, которые совестливому и мыслящему человеку нести совершенно невозможно.
Если такой период наступил у молодого человека, заставлять его делать что-либо нельзя, потому что «невольник – не богомольник». Господь принимает чистую жертву, которая от сердца приносится, а не по принуждению. Поэтому тут нужно смириться, потерпеть, и по возможности готовить то, что ему хочется.
– Уговаривать бессмысленно?
– Попробовать стоит, но совестью человека управлять невозможно. Если он хочет грешить и ищет этому оправдание, мы ему никак не помешаем, потому что оправдание можно найти практически любому греху, вплоть до блудных: «ну, как же, я не могу воздерживаться, это вредно для моего организма», – и такое приходилось слышать.
Так же и человек, который хочет нарушать пост, может найти для этого массу причин: начиная от врачебных указаний и заканчивая какими-то средневековыми уставами, отрывками из высказываний святых отцов, компилируя их так, чтобы получить подтверждение своему мнению.
– Что думать, если наши ближние не хотят поститься? Наверное, мы такие плохие миссионеры, что наш пример не ведет ко Христу самых близких людей…
– Что-то это смахивает на наполеонизм какой-то…
Дело любого миссионера – хоть среди языческих народов, хоть внутри своей семьи – складывается из двух компонентов. Первый – это жизнь его самого, и вторая, главная составляющая – это благодать Божья, которой, собственно, просвещается и освящается всякий человек, приходящий в мир.
И если миссионер трудится, но не видит плодов, значит, не пришло время. Значит, Господь по Своему Промыслу пока не даёт проявиться результатам, не даёт благодать Святого Духа, чтобы дело миссионера стало успешным.
Это повод задуматься, с каким сердцем я это делаю, если результатов не вижу. Но зачастую как раз лучше не видеть плодов своего миссионерства, чем, увидев, превознестись до небес.
Держите в уме одно Евангельское напоминание
– И в завершение беседы, владыка, дайте совет, как непостящимся не раздражаться на постящихся и наоборот.
– На счет непостящихся мне сложно сказать – в моей жизни не было времени, чтобы я жил рядом с тем, кто постился, сам не постясь.
Если же смотреть наоборот, мы знаем, что у неофитов, пламенно верующих людей бывает такой задор – все вокруг должны жить так, как положено, всех они должны научить «правильной жизни». Но это абсолютно бесперспективное занятие.
Если видим, что кто-либо не постится и не хочет, для нас это только повод помолиться об этом человеке Утешителю Святому Духу, Который каждого наставляет на всякое благое дело. Помолиться, чтобы Святой Дух его просветил, коснулся его сердца, сделал христианином, дал понимание, что нужно жить по-церковному.
Относительно себя необходимо помнить, что пост – это не что-то особенное, сверхъестественное, а всего лишь одна из составляющих нашей духовной жизни, обязательная для всех христиан. Это наша, так сказать, норма, и мы обязаны её выполнять. Так мать кормит и воспитывает ребенка, не считая, что совершает нечто необычное. Так пожарный спасает человека, просто исполняя свой долг. Так для офицера быть под огнём – его обязанность по защите Родины.
И в Евангелии Христос нам прямо сказал: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».
Беседу вела Юлия Коминко
pravmir.ru