Многие православные христиане в своей богослужебной жизни сталкиваются с проблемой приобщения своего ребенка к церковным таинствам. Естественно, любой адекватный папа или мама не станет и пытаться рассказывать своим маленьким детям (разумеется, до определенного возраста) догматические подробности священнодействий. Тут для взрослых богословская головоломка, не говоря уже о малышах
И тогда родители (каждый на свой лад) пытаются адаптировать сложную информацию для детского понятийного аппарата. Иногда в погоне за упрощениями Причастие может превратиться в примитивный «компотик», что, конечно, нельзя допускать в церковно-воспитательном процессе. Но казнить маленького причастника за родительскую неуклюжесть тоже не выход. Иногда резкая реакция священника может отвратить человека от важного таинства.
Расскажу вам историю, которая пришла ко мне через систему личных сообщений одной из социальных сетей от одной верующей женщины. Она разрешила мне опубликовать её случай (без упоминания имен) для назидания тех, кто может оказаться в подобной ситуации.
Одна из её дочерей, которой сегодня 4, 5 года от роду, отказывается ходить в церковь и причащаться. До трех лет всё было хорошо — она с удовольствием ходила с мамой в храм и приступала к Чаше. Взрослея девочка стала задавать важные вопросы, которые говорили о её желании осознанного участия в таинстве.
Честно признаюсь, что мне понравился этот фамильный рецепт ответа на вопрос «что там в ложечке?» (Женщину научила этому её бабушка). На вопрос о Причастии мама своей дочурке отвечала: что там — Тайна. И для неё это было что-то необыкновенное, возвышенное. Но однажды всё изменилось. Девочке тогда три с половиной годика было.
В гости к этой семье пришли друзья, столкнувшиеся с бурной реакцией церковных служителей, которая поколебала их родительский авторитет. Короче говоря, папу, пытавшего успокоить своего сына, назвал Причастие тем самым избитым «компотиком». Его грубо одернули, запретив употреблять это слово. Отцу семейства сделали резкое замечание, дескать, нельзя обманывать ребенка, не смотря на возраст малыша (не было четырех лет) — нужно называть таинство только Телом и Кровью Христовыми.
В общем, взрослые обсуждали за столом эту проблему. А девочка, тем временем, держала ушки на макушке. После этой беседы дочка посчитала, что её тоже обманули — и в ложечке никакая не тайна, а самая настоящая кровь. Она ведь красная, да и священник так сказал. И, действительно, попробуйте посмотреть на эту ситуацию глазами и уровнем интеллекта ребёнка четырёх лет. Наверняка, малышка пришла в ужас от таких новостей.
Другими словами, девочка отказывается даже заводить разговор о походе в церковь. Более того, ничего не хочет слышать и о Боге. То есть у ребенка стойкаяя неприязнь ко всему церковному. Прошло уже больше года. Мама винит в произошедшем себя, что не обратила внимание на присутствие дочки при взрослом разговоре. И сама не знает как до исповеди добраться, поскольку храм и священник в их городе в единичном экземпляре, а батюшка — очень строгий и резкий в суждениях, что понятно из выше приведенных обстоятельств.
Здесь есть пища для размышлений и мирянам и духовенству. Но самый главный урок — не дай Бог кому-нибудь из нас стать причиной отвращения юной души от Чаши с Тайной. И на мой субъективный взгляд, Кровь и Тело Христовы не перестанут быть таковыми, если мы расскажем малышу, что христиане — представители внеземной цивилизации, а храмы — наши вселенские базы, где мы — приобщаемся к Источнику Жизни, Который дает нам заряд Своей энергии, способной со временем отправить нас в Небесную Родину.
Фото: живопись Константин Кузема