С первых строк хочу приветствовать всех: Христос Воскресе! Сегодня мои мысли о практике причащения на Светлой седмице. А практика, скажу я вам – везде разная. И это гнетет.
Скажу откровенно, меня всегда возмущала богослужебная практика в виде отказа в причащении святых Христовых Таин на Светлой седмице, которая была заведена у нас несколько лет назад при прежнем архиерее. У меня был жуткий внутренний ропот, когда я, будучи диаконом, выходил с Чашей на амвон, говорил «Со страхом Божиим и верою приступите» и тут же заходил в алтарь, чтобы отнести ее на жертвенник.
На мой взгляд, это то же самое – как вынести голодным блюдо с обильной едой… и снова спрятать его от них. Даже сам этот возглас, призывающий приступить со страхом и верою – в подобной ситуации является ложью. Выплыл диакон на амвон, обманул и вышел вон. Простите за рифму.
Старшие отцы мотивировали такое установление тем, что церковный устав запрещает поститься. Извините, но ведь духовенство тоже на Светлой седмице перед таинством Причастия не постится. Кстати, и не только на ней. Получается, что священники становятся представителями избранной касты высокого градуса посвящения, которой дозволено вкушать Тела и Крови Христовых, не смотря ни на что.
Страшнее всего, что эта практика вводилась у нас с самой Пасхи. Правда, в праздник Воскресения Христова духовенство устраивало в алтаре евхаристический междусобойчик несколько по иной причине. Короче говоря, мотивировали тем, что на праздничную службу приходят множество невоцерковленных людей.
Но по моим наблюдениям до таинства Причастия в пасхальную ночь «доживают» только самые стойкие, ведь это несколько часов службы (утреня, часы, литургия). Выпивших и любопытных обычно «сдувало» после первого часа службы.
Мне понравилось, как из этой непростой ситуации выходит знакомый батюшка, который настоятельствует в одном крупном городке Амурской области. В период Страстной седмицы он исповедует всех, кто желает сподобиться стать причастником святых Христовых Таин на Пасху. Каждому исповеднику он по разрешительной молитве вручает маленькую эксклюзивную иконку святого храма, которой нет в ассортименте местной иконной лавки. А на пасхальной литургии все причастники держат в руках заветные иконы.
А на Светлой седмице и вовсе нет такой проблемы. Из моего опыта – на службы пасхальной недели ходят только искренне верующие люди. И лишать их радости настоящей встречи с Христом, на мой субъективный взгляд, просто каноническое преступление. Поэтому лично я – выступаю за то, чтобы православные храмы стали территорией сторонников светлого Причастия. И пусть только Бог решает, кто из них достоин, а кто – нет.
иерей Святослав Шевченко
protoinfo.ru