Главная причина - это понимание молитвы как чтение и слушание чьих - то чужих текстов и совершение каких - то обязательных, формальных действий. И я не раз писал, пишу и буду писать о том, что это страшная беда современной церковной действительности.
Людей приучают, и практически уже приучили абсолютное большинство к тому, что нужно что - то подолгу вычитывать и выслушивать, а не учиться обращаться к Богу от себя, выражать свои чаяния и мысли своим языком, присущим конкретному человеку, основываясь на опыте святых отцов. А так же распространена мысль о том, что Церковь, якобы, установила какие - то обязательные для всех правила личной молитвы и их обязательно необходимо исполнять именно в том виде, как они опубликованы в молитвословах.
Этот полный бред ведет к лишению свободы личной духовной жизни, манипулированию сознанием, как раз к рассеянию ума, невнимательности и другим проблемам.
Жутко читать статьи некоторых уважаемых священников о том, как научиться внимательности и избавиться от рассеянности при чтении текстов чужих молитвословий в молитвословах. Это все равно что придумывать приемы, как заставить себя не отвлекаться и не засыпать при ежедневном чтении одной и той же занудной научной диссертации.
Никогда не будет никакой рассеянности в молитве, если человек будет разговаривать с Богом от своего сердца и ума, выражая свои мысли, желая Ему рассказать о своем покаянии, благодарности и нуждах. Никогда Вы не рассеетесь умом, в нужде придя к соседу просить помощи. Так как не будете вычитывать какой - то текст полтора часа, или даже 15 минут, а будете искренне просить и благодарить.
И этому нужно учить в семинариях будущих священников, а не зубрежке и исполнению формальных правил и бездумному, казарменному послушанию.
Люди не желают что - то зубрить и вычитывать одно и тоже каждый день и изо дня в день, поэтому бросают и молитву, и церковную жизнь. Так как и в храмах приучают к каким - то, якобы обязательным для всех нормам, которые совершенно не отвечают тому, о чем говорил Христос в Евангелии. Современная церковная жизнь вырождается в формальное исполнение каких то правил. И это страшнейшая беда.
Избежать рассеяния и невнимательности в молитве можно единственным способом. Учиться молиться от себя. От своей души, выражая свои мысли и чаяния, но при этом используя опыт Церкви. То есть понимая что такое молитва и о чем необходимо молиться.
Диакон Олег Рыжков