ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Азбука Православия / Православная духовность | 30-09-2016, 11:25

Редакторские заметки

Проголосовать:
голосов: 1

Богослужение в храме и домашняя молитва

Редакторские заметки

В августовском номере «Души» в редакторских заметках была затронута тема о молитве и молитвенных правилах. Сегодня поговорим о домашней молитве и богослужении в храме. Очень много вопросов поступает к нам на сайт и в редакцию о том, можно ли менять  домашнее молитвенное правило или порядок молитвословий, включать в домашнее правило другие молитвословия, молиться своими словами или добавлять свои слова,  обязательно ли начинать и заканчивать молитвы или  произносить «Господи помилуй» 40, 12, или 3 раза, «Слава… и Ныне…» так, как написано в молитвословах и т. д.

Все эти вопросы во многом возникают от непонимания, чем отличается богослужение в храме от домашней молитвы, а также от неправильного отношения  к молитве вообще.

Начнем с того, что было уже сказано в  августовских заметках.

Молитва – это не формула, не какие-то обязательные, или  заученные наизусть тексты, песнопения, или слова, произносимые только в определенном порядке, в определенное время и никак больше. Такое отношение к молитве в корне неправильное, более того, не имеет к молитве никакого отношения. Молитва – это живой разговор с Богом от всего ума и сердца. И только это можно назвать молитвой.

Чин церковного богослужения складывался и сложился в первые века существования христианской Церкви. Как хорошо в наше время православному человеку. Можно приехать в любой город и даже в любое государство мира, где есть действующие православные храмы, поучаствовать в богослужении, помолиться, понимая и зная, что происходит, даже если богослужение проходит на чужом языке. Конечно, при условии, что вы разбираетесь в чинопоследовании. А оно во всех православных храмах мира одинаково. Именно поэтому богослужение необходимо изучать, а не просто приходить в храм и чего-то там отстаивать.

Но разговор о другом. Когда сложилось церковное богослужение, тогда же появился и богослужебный устав, начали появляться последования различных служб. Тогда же возникли в этих церковных богослужебных чинопоследованиях и все эти 40, 12, или 3 раза «Господи, помилуй», «Слава и Ныне», «Трисвятое по «Отче наш» и многие другие детали,  являющиеся видом молитвословий и относящиеся только к Церковному богослужению, но никак не к домашней молитве. Обо всем этом  есть  прекрасная и полезная книжка «Толковый Типикон» профессора Михаила Николаевича Скабаллановича. Очень рекомендую тем, кто хочет понять, когда, что и по какой причине появилось в православном богослужении.

Для удобства в домашней молитве появились молитвословы. В которые, кроме духовного наследия святых отцов, из богослужебных книг плавно перетекли части различных богослужебных последований. Вот так появились утренние, вечерние и другие молитвенные правила для использования их в домашней молитвенной жизни православного христианина. Ключевая фраза – для удобства. А не для обязательного исполнения какой-то правильной формулы. То есть неудобно – молись, как удобно. И вот это очень важно понять. Во все времена разные святые составляли для себя какие-то свои правила молитвы, очередность молитвословий, продолжительность, начало, окончание,  которые потом использовали их ученики и другие христиане. Любой нормальный человек всегда выстраивает для себя свой алгоритм разговора, например, с начальником. То же самое и в молитвенной жизни. Пробудились, поблагодарили Бога, испросили благословения на день, попросили помощи, покаялись. В течение дня. В конце дня. Но как это делать правильно, благоговейно, с вдохновением и каждый день? Что говорить Богу, о чем просить? Вот чтобы голова об этом не болела, особенно у начинающих молитвенную жизнь, Церковь рекомендует нам прекрасные образцы и порядок различных молитвословий для личного пользования. Молитвенная жизнь – это интимная жизнь души, а не бездумное произнесение каких-то акафистов, канонов, икосов, кондаков, псалмов, «Слав» и еще чего-то. Конечно, начинающим лучше выстраивать эту жизнь с духовником или опытным священником. И те, кто учится обращаться к Богу по-настоящему, то есть от всего сердца и ума, с Божией помощью находят свою молитву и уже не задают вопросы, что и сколько раз читать.

 

 

Диакон Олег Рыжков


 

В сюжете: Диакон Олег Рыжков

 

Просмотров: 1 626
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru