Проголосовать: | голосов: 0 |
Редакторские заметки
Молитвенные правила. Должен и обязан?
В редакцию «Души» поступает огромное количество вопросов от читателей о молитвенных правилах и молитве. С одной стороны это радует. Значит, духовная жизнь в России возрождается. С другой стороны печалит. По разным причинам у людей не хватает правильного духовного образования.
А ведь от правильного понимания того, что такое молитва и как правильно молиться во многом зависит и результат нашей духовной жизни, конечно же, еще и при стараниях жить по заповедям Божиим. Поэтому молитве всегда уделялось и уделяется много внимания в свято-отеческом учении и православной литературе, в том числе и в нашем сборнике. Не смог удержаться, чтобы не прокомментировать слова из статьи одного уважаемого священника о молитвенном правиле: «Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению каждым православным христианином. Каждый православный христианин должен молиться утром и перед сном – читать утренние и вечерние молитвы, изложенные в православном молитвослове… Молитвенное правило – это не только общение с Богом, которое должно являться потребностью души, это еще и служба Богу, и проходит эта служба по уставам Церкви».
Попробуем все-таки понять - что же такое личное молитвенное правило, и каким оно должно быть для человека, желающего научиться молиться.
Определяя само существо молитвы, святитель Феофан Затворник говорит о том, что она есть «умное к Богу восхождение из сердца», «ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных» То есть, молитва - это общение. Возношение ума и сердца к Богу. «Для Вас я полагаю совершенно достаточным исполнение утром и вечером положенных в молитвенниках молитв утренних и на сон грядущим. Только старайтесь всякий раз исполнять их со всем вниманием и соответственными чувствами. Чтобы это успешнее совершать, потрудитесь в свободное время особо прочитать их все, обдумать и обчувствовать, чтобы, когда станете читать их на молитвенном правиле, Вам известны были святые помышления и чувства, содержащиеся в них. Не то значит молитва, чтобы прочитать только молитвы, но то, чтобы воспроизвести в себе содержание их и так их произносить, как бы они шли от нашего ума и из нашего сердца... Так подготовясь, когда стоите на молитве, заботьтесь удерживать ум от парения и чувство — от холодности и равнодушия, всячески напрягаясь и внимание хранить, и теплоту чувства возгнетать… Особенно по окончании молитв подольше сами помолитесь, прося прощения за невольные отбегания ума и предавая себя в руки Божии на целый день». Чувствуете разницу между «… обязан… должен читать утренние и вечерние молитвы, изложенные в православном молитвослове … по уставам Церкви…» и тем, что говорит святитель Феофан?
Есть и может быть в ЛИЧНОЙ духовной жизни только одно правило, данное нам в Евангелии самим Господом и апостолами: "Неустанно молитесь". То есть неустанно обращайтесь к Богу.
«Восстав от сна, в продолжение дня и отходя ко сну, духовными очами мы должны стремиться к видению Бога, духовными устами – своими добрыми мыслями и делами».
Никакого другого, обязательного к исполнению правила, единого и точного для всех, читаемого утром и вечером, или в другое время, изложенного в молитвословах, или определенного какими – то уставами для ЛИЧНОЙ духовной жизни нет, ни у Церкви, ни у отельных святых отцов. Каждый человек, при полноценном духовном развитии, если хочет и может, используя богатейшие традиции и опыт всей Церкви, советуясь с опытными людьми, выстраивает и определяет свое собственное ежедневное молитвенное правило, а может быть и разные правила, применимые к разным жизненным обстоятельствам, и молится по ним от всего ума и сердца. Это нормально. Так же как нормально, когда одному нравятся, или не нравятся духовные поучения и стиль их изложения святителя Феофана Затворника, кому – то святителя Иоанна Златоуста, а кому – то святителя Игнатия Брянчанинова. Кому – то всех вместе. А кому - то вообще ближе сборник «ДУША». Главное – не бросать молитвы, стремиться быть с Богом всегда, и в делах, и в мыслях. И помнить, что молитва – это всегда труд и принуждение себя.
В православных молитвословах, так же как и Церковных уставах, нет такого словосочетания «обязательное и единое для всех молитвенное правило». Есть рекомендуемые Церковью утренние и вечерние молитвы, есть различные последования, каноны и акафисты, псалмы, кондаки, тропари и т. д. Все это виды молитвословий, которые могут стать основой и опорой для молитвенной жизни и собственных молитвенных правил. Любые из них мы можем использовать для ЛИЧНОЙ молитвы. А молитвенные тексты, одинаковые и положенные в обязательном порядке для всех – это не нормально. Так же как не нормально будет, если все подряд начнут чистить зубы одной зубной пастой, пить одну для всех таблетку, соблюдать одну на всех диету и т. д.
Любые молитвенные последования и отдельные молитвословия в молитвословах могут и должны рассматриваться как образцы, основа и общие рекомендации к тем, кто хочет научиться молитве (общению с Богом). В ЛИЧНОЙ, повторюсь, в ЛИЧНОЙ духовной жизни, а не в богослужебной жизни Церкви, не может быть единообразного молитвенного правила для всех. У каждого своя жизнь, свои духовные особенности, стиль, навыки, привычки, темперамент, работа, графики, способности и т. д. Страшная ошибка, когда священник начинает навязывать свое понимание и опыт личной духовной жизни, в том числе и молитвы, как общецерковные, обязательные для всех нормы и каноны. У каждого священника может быть свой взгляд на молитвенные правила. Один считает так, другой - эдак. В этой связи хочу поделиться советом уважаемого профессора А. И. Осипова, с которым я полностью согласен. Когда «духовный наставник», заставляет вас вычитывать и соблюдать только определенные им правила, и поступать так, как именно он считает правильным, без обсуждения с вами, нужно очень хорошо подумать, может ли быть наставником такой человек. Потому что, повторюсь, никаких общих, обязательных и точных норм в личной молитве и вообще в духовной жизни быть не может. Не может быть одинакового для всех молитвенного минимума, или максимума.
Минимумом может быть – «Господи, благодарю!», «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!», «Господи, благослови!». В зависимости от обстоятельств вместе или раздельно, и почаще. Максимум - бесконечность…. С разумом, пониманием и по силам.
Есть опыт, традиции, рекомендации Церкви и совершенно разный молитвенный опыт отдельных святых отцов. Кто – то любит длинные молитвословия, кто – то молится коротко, кто – то обожает акафисты и каноны, кто – то «Иисусову молитву», а кто – то может обладать даром молиться своими словами, как молились многие святые отцы, которые раньше не были святыми…
Несомненно, тем, кто только начинает учиться разговаривать с Богом, необходимы молитвослов как образец, как букварь молитвы и советы духовно опытных людей. Потому что необходимо научение и понимание того, что такое молитва и как правильно молиться. Но со временем у каждого человека, если он не бездумно вычитывает «положенные» тексты, неизбежно возникают свои потребности в духовной жизни, в зависимости от темперамента, характера, работы, интеллекта, образования и других обстоятельств. Один молчун, другой многословен. Один общителен, другой сам себе на уме. Один любит одиночество, другой многолюдство. Поэтому все "молитвенные правила" в личной молитве - это сугубое дело каждого православного христианина, которое определяется его духовным состоянием и другими факторами, вместе с духовником, если таковой имеется, или опытным священником, который должен не заставлять читать только определенные молитвословия, изложенные в молитвослове, ибо нигде и никогда никакие церковные соборы и указы не определяли минимального или максимального личного утреннего, вечернего и других молитвенных обязательных правил, количество молитвословий, обязательных текстов и времени молитвы. Потому что все это слишком индивидуально, как и вся жизнь каждого человека. Но священник должен учить, как учит вся Церковь, молиться (общаться с Богом) и жить по христиански, то есть любить Бога и ближних своих всегда, а не в какое – то определенное время.
Молитва - это не чтение обязательных молитвословий из молитвословов. Молитва - это разговор с Богом. А разговор, с кем бы он не был, хоть с Богом, хоть с соседом, или начальником, не может быть заключен в определенные обязательные рамки формул. "Царю Небесный...", "Отче наш..." и все другие молитвословия - это прекрасные, сложившиеся, традиционные образцы церковных молитвословий данные нам Самим Христом и святыми, но совсем не обязательные, и совсем не для чтения, а для научения молитве. Ничего плохого и страшного не будет, если вы, например, находясь дома, перед едой не прочитаете "Отче наш", а обратитесь к Богу своими словами: "Господи, благослови мне питие и пищу...", или как - то по другому. Это Ваше личное дело, как говорить с Богом. Главное, чтобы вы понимали, перед Кем предстоите и что хотите сказать. Поэтому можно и нужно использовать для молитвы и молитвослов, и свои слова. Нельзя молитву превращать в обязательные тексты.
К великому сожалению, некоторые священники и прихожане, путают Церковь с армией, воинскую дисциплину с духовным возрастанием, Церковную административную иерархию и дисциплинарное послушание с личной духовной жизнью, личную молитву с богослужением в храме. Да, православный христианин - это воин христов. Но воин христов – это не солдат светских вооруженных сил, а духовный воин, и сама Церковь – это не армия, а Тело Христово. Все определенные, обязательные (и то, с оговорками) молитвенные дисциплинарные нормы и формы характерны и нужны в храме. Церковь установила их для единообразия Церковного богослужения, а не для личной духовной жизни. Несомненно, дисциплина в духовной жизни необходима. Но в личной молитве и всей личной духовной жизни человек сам, конечно же, советуясь с духовником, или опытными в духовной жизни людьми, устанавливает свои личные правила и прочие вещи, согласно своему умственному и духовному развитию, своим: ритму жизни, работе, семейным традициям, здоровью и т. д.
Не будем забывать слов апостола Павла: "Все мне дозволено, но не все полезно", и слова святого блаженного Августина: "Люби Бога и делай что хочешь". Мы свободны во Христе. И в своей личной свободе, конечно же, руководствуясь Церковным опытом, канонами, рекомендациями, традициями и учением, будем держать путь к Богу.
Диакон Олег Рыжков
Твитнуть |