Начнем с последнего - цели.
Все Церковное учение, Церковные догматы, каноны и традиции призваны к единственной цели – правильному пониманию и научению духовной жизни. И итогом этой жизни должно стать спасение человека.
Церковь определяет спасение как уподобление человека Богу и соединение с Ним в вечности. То есть жизнь в соединении с Богом – это и есть спасение. Ибо от Бога и добро, и любовь, и праведность, и вечная жизнь. Без Него ничего этого нет.
Поэтому, чтобы уподобиться Богу, мы должны стать как Он. «Будьте совершенны, как Отец Мой», говорит нам Христос. Но как это понять?
Проще говоря, жертвенная любовь и творение добра, а все это и есть праведность, должны стать для человека естественным состоянием. А творение зла, ненависть, злоба, похоть и всякие подобные чувства и желания – противоестественными.
Человек должен страдать и испытывать душевную боль от сотворенного им зла, или чего-то плохого, и наоборот, радость и счастье от сотворенного доброго дела и добрых мыслей. Это должно стать естественным для человека.
Но для этого нужны сначала раздумья о смысле жизни, затем осознание того, что есть добро, а что зло, своей греховности, потом вера и жизнь по вере. Нужна работа совести. Но совесть бывает заперта в бетоне грехов или искажена ими. Как понять, где добро, а где зло? Что естественно, а что противоестественно? Где Истина?
И здесь без изучения и правильного понимания догматов, канонов, традиций Церкви и практики духовной жизни не обойтись.
Почему? А как мы, например, можем учиться быть похожими на Бога, если не будем знать, какой Он и чего от нас хочет?
Как раз об этом говорят нам Церковные догматы, которые были определены Церковными соборами и канонами на основе Священного Писания и учения святых отцов.
Как мы можем уподобляться Богу без духовного богатства Церковных традиций и практики, переданных нам святыми отцами?
Другими словами, как мы можем научиться быть с Богом без Церкви, если именно она дает нам правильное понимание Бога, учение о Нем и как стать такими, как Он, а также все инструменты для этого, начиная от молитвы и заканчивая Церковными Таинствами? Вот поэтому святые отцы говорят, что без Церкви нет спасения, соединения с Богом. Потому что без Церкви, без правильного понимания Священного Писания, без правильной духовной работы над собой, которые есть только в Церкви, мы не можем узнать Истинного Бога, а значит и стать похожими на Него.
Есть ли спасение вне Церкви – это знает только Бог. Ибо только Он знает наши сердца и может судить тех, кто в Церковь, вольно или невольно, не пришел. Но в Церкви спасение есть точно. Поэтому в Церковь необходимо ходить для правильного научения жизни с Богом, для восстановления естественного человеческого состояния – любви, добра и праведности. Без Церкви в полной мере это не возможно.
Все человеческие страдания и неурядицы, войны и катастрофы происходят именно от того, что большинство человечества живет вне Церкви, а значит вне Бога, вне Его заповедей и вне правильного понимания кто есть Бог и что есть Его Церковь.
Но часто даже те, кто формально, по факту своего крещения являются и считают себя чадами Церкви, на самом деле живут вне Ее, потому что не знают Ее и не хотят понимать, приходя в храмы лишь за формальным исполнением правил, канонов, внешних действий, традиций или, того хуже, за магией, а не за поисками Бога – Любви, изменением себя и своего грешного естества.
И об этом в Евангелии часто печалится Сам Господь: «Что вы зовете Меня: Господи, Господи, а заповедей Моих не соблюдаете».
Поэтому очень важно понимать, что все Церковные догматы, каноны, правила, традиции, таинства не самоценны, а необходимы как прекрасные инструменты, через которые мы соединяемся со Христом, и которые только при правильном понимании и использовании могут быть полезны для нашего духовного совершенствования и должны стать помощниками в научении единственному и главному закону – Любви к Богу и ближним своим.
Диакон Олег Рыжков