Велика и непостижима тайна Бога. Бог един, но Троица. Для многих, пытающихся понять этот догмат христианской религии своим собственным рациональным умом, это становится непреодолимым препятствием на пути к Церкви. Так один или три? Если один, то как может быть три. А если три, то как может быть один? Если углубляться, то становится еще непонятней. Бог один, но в Троице. А Троица – это Отец, Сын и …. Святой Дух. Как это? Если есть Отец и Сын, значит, по нашей, человеческой логике, должна быть Мать? Где же она? И кто такой Святой Дух? Если Сам Бог – это и есть Дух, то какой же еще Дух?
Непостижимо и удивительно! Но и это еще не все. Мало того, что Бог один, но в Троице, так Евангелие нам открывает еще одну Личность, Бога и человека одновременно, Иисуса Христа, в котором воплощается Бог. И Сам Иисус Христос объявляет Себя Богом: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий» (Ин., гл. 8, ст. 25). Непостижимо!
Действительно, невозможно было бы даже приблизиться к этой великой тайне, если бы Сам Бог не приоткрыл ее, сначала через ветхозаветных пророков, потом через Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа и Его учеников-апостолов, которые написали Евангелие, а затем через учение Церкви выраженное святыми отцами и утвержденное Вселенскими соборами.
В этих коротких заметках нет возможности разбирать богословские догматы, поэтому можно лишь предложить нашим дорогим читателям прекрасные видеолекции, как считаю, лучшего за последние десятилетия православного богослова профессора А. И. Осипова и посоветовать: изучайте свою веру, друзья! Без Церкви невозможно прийти к истинному Богу, потому что именно она дает Его понимание в той необходимой и достаточной мере, которую может в принципе постичь человек здесь, на Земле.
Мы можем чуть-чуть прикоснутся к тайне Бога Троицы, вспомнив слова из послания апостола Иоанна: «Бог есть Любовь» (1Ин, гл. 4, ст. 8). Жертвенная Любовь. Бога можно познавать через научение жертвенной любви.
Такая Любовь не может быть одна, сама в себе, и должна о ком-то заботиться, быть на кого-то направлена, чтобы жертвовать собой ради другого. Она едина и может соединять. В этом и есть прикосновение к великой тайне Бога Троицы и Любви. Бог един в Любви. Эта Любовь вечно была, есть и будет. Она не может исчезнуть. В великой и непостижимой тайне единой троичности Божества она соединяет Бога Троицу, вдохновляя Его творить сначала духовный мир, а потом и всю вселенную и человека. А затем и воплощается в человеке, соединяя с ним Бога в Иисусе Христе. К такому соединению призваны все люди. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. В этом заключается величайшая любовь Творца к Своему творению.
Жертвенная любовь Бога Троицы отражается в людях, когда они любят сначала маму и семью, потом ближних и Родину, а затем приходят и к самой главной Любви, к Богу.
Малое подобие Троицы здесь, на Земле – это по-настоящему православная семья как малая церковь, где глава муж как отображение Христа, Который любит и сохраняет свою Церковь, и где все любят друг друга жертвенной любовью, соединены ею в единое целое и готовы пожертвовать своим благополучием, здоровьем и жизнью ради своих любимых. Семья одна, но семь – я. Муж и жена – одно духовное тело, одна плоть. Муж принадлежит жене, жена – мужу.
Вся Церковь – это тоже отражение Троицы, которая вся во Христе. «Слово стало плотью», «Я и Отец одно», «Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя… Духа истины» (Ин. гл. 1, ст.14, гл. 10, ст. 30, гл. 14, ст. 16). То есть в человеке Иисусе Христе воплотилась вся полнота Бога Троицы. А Церковь есть Тело Христово. Это Тело одно и едино. Но нас много в ней. И дай Бог, чтобы становилось все больше и больше. Бог создал и ангельский мир, и человечество для добровольного соединения с Самим Собой через Церковь. Царство Небесное или Божие – это и есть Церковь Бога. И все, кто захочет, могут стать частью этого Царства Единого Бога Троицы и Любви. Вход в это Царство свободен. Замков нет. Кроме одного. Нашего собственного выбора и жизни по этому выбору. Поэтому войти туда могут не все. А только те, кто сам, по своей собственной воле и желанию, хоть в какой-то мере научился жертвенной любви. В этом таинство Божественной праведности и грядущего Страшного Суда. Но это тема уже других заметок.
Диакон Олег Рыжков