Проголосовать: | голосов: 5 |
За восемь лет работы в сборнике «Душа» мне приходилось и приходится читать, просматривать, слушать и видеть огромное количество материалов на духовные темы. И, конечно же, у меня, как у любого человека, возникли свои предпочтения и определенное мнение к различным взглядам на понимание духовной жизни разных авторов.
Мне очень симпатичны взгляды на духовную жизнь как на творчество, на поиски истины, на пищу и лекарство для души. Но мне претят те взгляды, которые определяют духовную жизнь как нечто каменное и застывшее, имеющее жесткие, неукоснительные правила, инструкции, запреты и сводящееся к внешним обязательным действиям.
Вот, например, недавно прочитал очередную статью священника на тему причащения и подготовки к нему, в которой он, к великому сожалению, как и некоторые другие батюшки, предписывает всем своим прихожанам без разбора «вычитывать положенные молитвы или исполнять положенные правила». О том, кто и зачем их положил, что такое «положенные», а также что и почему вообще полагается в духовной жизни, немного порассуждаем.
Само слово «вычитывать» – ужасное слово и никогда ни Церковью, ни святыми отцами нигде не употреблялось. Это самооправдание тех, кто подменяет внутреннее делание внешними действиями и дальше продвигаться не хочет. Если говорить конкретно о причастии и подготовке к нему, то и в официальном документе РПЦ «О подготовке ко святому причащению» нет слов «вычитывать положенные правила», а все требования подготовки к причастию, в том числе молитвенное правило и пост каждого конкретного человека определяются духовником и самим готовящимся ко причастию человеком на основе традиций и опыта Церкви, духовного состояния, телесного здоровья, и других жизненных обстоятельств, а не жесткими, одинаковыми и обязательными правилами для всех. Да их и быть не может. Ибо если мы относимся к молитве, посту, причастию и ко всей духовной жизни, как к лекарству и пище для души, то мы должны посмотреть на всю нашу жизнь.
И что мы увидим? Мы увидим, например, что один и тот же врач может выписывать разным людям различные способы лечения даже от одной болезни. Мы увидим, что один атлет, а другой художник, один любит красную икру, а другой пельмени, кто – то читает романы, кто – то стихи, а кто – то вообще не любит читать, но любит кино и т. д. Все то же самое свойственно и духовной жизни. Поэтому «положенные молитвы», так же как и «положенный пост», «положенное хождение в храм» и вообще что-то «положенное» в духовной жизни ни в коем случае нельзя рассматривать, как нечто единое и установленное для всех без разбора. Нельзя духовную жизнь заключить в определенные и одинаковые для всех рамки. Только так, и никак иначе – это неправильно.
Все Церковные установления в духовной жизни (постные дни, светлые седмицы, тексты молитвословий и т. д.) всегда нужно рассматривать как общие рекомендации врача пациентам, требующие поправок в каждом конкретном случае. Духовная жизнь – это не догмат, и не твердыня. Это лекарство и пища для больных и голодных душ. И только так к ней нужно относиться. Один молится по одному правилу, другой по своему. Один постится так, а другой этак. И каждый священник должен учиться быть внимательным врачом, а не законником, заставляющим и даже рекомендующим вычитывать одни и те же «положенные» молитвы и выполнять «положенные» правила. Тем более таковых и не существует, кроме тех, которые написаны в Евангельских заповедях и растолкованы святыми отцами. И там совсем про другое.
Духовная катастрофа русского народа в 1917 году очень хорошо показала, что случается, когда духовную жизнь пытаются заморозить или забетонировать в обязательных и жестких рамках внешнего исполнения обрядов и правил. Как следствие, дети уходят из Церкви, из семинарий начинают выходить богохульники и революционеры, а народ падает в бездну безбожия и анархии.
Человек – это не бездушный горшок из притчи, которую любят повторять некоторые почитатели бездумного «вычитывания» и соблюдения разных внешних правил, где один авва, поучая своих учеников, говорит о том, что, мол, горшок не понимает, когда его моют, однако становится чище. Даже если читаешь и не понимаешь, что читаешь, учит старец, все равно очищаешься произнесением святых слов. Этот пример может относиться только к человеческому телу, которое моют. Оно не понимает что его моют, но очищается от грязи. А душа попадает туда, к чему осознанно стремилась, и получает то, что осознанно творила. Сам Господь и вся Церковь учат нас читать Священное Писание и духовную литературу, думая и рассуждая; каяться в грехах искренне и слезно; молиться неустанно от всего ума и сердца; по силам творить добро и учиться любить Бога и ближнего своего, чтобы уподобиться Христу и соединиться с Ним. Вот в чем смысл духовной жизни. И нужно всегда помнить, что именно ревностные исполнители внешних форм Закона и формальных предписаний распяли Христа.
Диакон Олег Рыжков
Твитнуть |