Автор: МУРЗИН Евгений, священник
Ответить на этот вопрос и просто, и сложно одновременно. Почему просто? Потому что в Евангелии содержится прямое указание, какая заповедь самая главная. Однажды, когда Иисус Христос проповедовал и одновременно отвечал на провокационные вопросы фарисеев и саддукеев, один законник — человек, профессионально изучивший Священное Писание и закон Моисеев, — спросил его: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? И услышал мгновенный ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:36-40). Таким образом, любовь к Богу и любовь к ближнему и есть самое главное, к чему мы должны стремиться.
Теперь о сложном: что это за любовь и как ее достичь. Когда мы в нашей обычной жизни говорим о любви, то чаще всего имеем в виду известное чувство, эмоцию, которой характеризуются отношения между родителями и детьми, девушкой и молодым человеком, близкими и дорогими друг другу людьми. Но такая любовь — как и любое другое чувство или эмоция — непостоянны. Не зря говорят: от любви до ненависти один шаг. Очевидно, что Иисус говорит о чем-то другом. В греческом языке, на котором до нас дошло Евангелие, любовь может быть выражена разными словами, в зависимости от смыслового содержания этого понятия. В данном случае в евангельском тексте употреблено слово («агапэ»), которое описывает любовь как преданность, доверие, жертвенность, желание наивысшего блага. Это не столько чувство, сколько состояние, образ жизни.
| Читайте также:
Любить Бога: что это значит и зачем нужно?
Основой любви к Богу выступает доверие. Если мы верим в Бога, Который Сам есть любовь, Который любит каждого из нас и желает, как пишет апостол Павел, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4), то, значит, бесконечно доверяем Ему, Его словам и стремимся исполнять Его волю, открытую нам в евангельских заповедях. Это и есть любовь, как об этом сказал Сам Спаситель: если вы любите меня, то будете исполнять Мои заповеди (Ин 14:15, Новый русский перевод). Почему? Потому что если воля Божия открыта в заповедях, то мы, живя в соответствии с Его волей о нас, свидетельствуем и о доверии Ему, и о преданности, и о нашей жертвенности, поскольку исполнение заповедей невозможно без жертвы. Исполняя волю Божию, мы наступаем на горло своему своеволию. А взамен получаем блаженство, которое достигается в единении с Богом. Получаем его как дар Божий, Который делает нас, по слову апостола Петра, причастниками Божеского естества (2 Пет 1:4), подобными Богу по благодати.
Но любовь к Богу невозможна без любви к людям. Ведь как пишет апостол Иоанн Богослов, кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин 4:20-21). Эта любовь, так же как и любовь к Богу, — не столько эмоция, сколько усилие воли и способность действовать как раз вопреки чувствам. Любовь как безусловное принятие другого и желание ему наивысшего блага. Не случайно Иисус призывает нас любить ближнего как самого себя. Не слепо, но безусловно. То есть принимать других людей по аналогии с собой — принимать так же, как мы, зная о своих недостатках, грехах и несовершенстве, принимаем себя и, предпринимая усилия для исправления, желаем себе блага.
Возможно ли это? Да, при наличии любви к Богу, о которой говорилось выше. Только благодать Божия, приобретаемая через исполнение Его воли, способна наполнить наше сердце этой непоколебимой благожелательностью в отношениях с другими людьми, которые, как и мы, несут в себе образ Божий. Именно поэтому эти заповеди неразрывно связаны друг с другом и одна любовь невозможна без другой.