Подготовил: КАПЛАН Виталий
ВОПРОС - ОТВЕТ
«Сатана — князь мира сего». Почему эти слова многие понимают неправильно?
Господь в Евангелии называет сатану «князем мира сего». Это словосочетание стало для нас привычным, но зачастую мы не совсем точно понимаем его смысл и приписываем сатане гораздо больше могущества, чем он имеет. А все дело — в оттенках смысла, которые до конца не передает перевод Писания на русский язык. Так что же на самом деле здесь понимается под словом «князь»?
В Новом Завете о «князе мира сего» мы читаем в Евангелии от Иоанна: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин 12:31) — и там же чуть дальше: Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего (Ин 14:30). Говорит об этом князе и апостол Павел в Послании к Ефесянам: …по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления… (Еф 2:1–2).
Речь тут о сатане, главе демонов, которые некогда были ангелами, но, скажем так, выбрали темную сторону, возненавидели Бога и отпали от Него. И если понимать слова Христа и апостола Павла буквально, то получается, что этот самый сатана владеет миром, в котором мы живем, он тут князь, он тут главный!
В самом деле, как мы обычно понимаем слово князь? Это правитель, которому принадлежат земли, у которого есть войско, который сидит на троне по праву рождения, которому попробуй не подчинись — тебя тут же схватят и посадят в темницу, а то и отрубят голову! То есть классический средневековый феодал (хотя в более ранние времена князья были скорее племенными военными вождями, чем абсолютными правителями). В славянских землях таких властителей называли князьями, в скандинавских — конунгами, в Европе — герцогами, в Турции — пашами, но суть одна и та же. Легитимная власть, опирающаяся на силовой ресурс. И примерно это же приходит в голову, когда мы читаем в Писании о сатане как князе.
На самом деле это неточность перевода. Напомню, что и Евангелие от Иоанна, и послания апостола Павла написаны по-гречески. А в греческом оригинале слово ?????, которое по-славянски переведено как «князь», звучит как «?рхон» (нередко употребляют вариант «арх?нт» — в тех случаях, где по контексту подразумевается старейшина древнегреческого полиса). В этом слове есть знакомый нашему уху корень «архи» (старшинство), который присутствует в словах архиерей, архив, анархия. Исходное значение слова ?рхон — старейшина (отсюда, кстати, и архив — собрание старых текстов).
А кто такой старейшина? Это человек, обладающий большим авторитетом, к нему прислушиваются люди, следуют его советам и указаниям. Можно сказать, что старейшина обладает властью, но эта власть основана не на силе, а на авторитете, на всеобщем убеждении, что этот человек знает, как надо. Иначе говоря, арх?нт — это вождь, предводитель.
И вот таким арх?нтом Новый Завет называет сатану. Что же это значит? Что сатана обманывает людей, обольщает — и ведет за собой (то есть, дословно, является «демагогом», тем, кто ведет за собой народные массы). Он творит зло, действуя преимущественно не собственной силой, а чужими, человеческими руками.
Вспомним, кстати, еще одно место из Послания апостола Павла к Ефесянам: наша брань… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). И тут, когда речь идет действительно о некоей властной функции, используется совсем другой термин. Словом «мироправители» переведено греческое ????????????? (произносится космокр?торэс, множественное число от ???????????, произносится космокр?тор). И они, эти «мироправители» — не правители всего и вся, а лишь правители «тьмы века сего», которая обозначает предел их бесовской компетенции.
Преподобный Максим Исповедник (византийский богослов VII века), рассуждая о внешнем, социальном зле, писал, что дьявол ничего не мог бы нам сделать, если бы не действовал через людей. Дьявол — хитрый манипулятор, он подчиняет людей не потому, что такой могучий, не посредством какой-то черной магии, а потому, что люди сами, своей волей, подпадая под его обольщения, творят зло.
Преподобный Максим очень точно это сформулировал в толкованиях к сочинениям святого Дионисия Ареопагита: «…мы, склоняемые делать злое, часто даем место для нападений на нас, черпая силу у самих себя против себя. Обессиливает же он, дьявол, когда мы не склоняемся, поскольку близка к нам содействующая помощь Божия…» Именно так — черпая силу у самих себя против себя!
Так что князь-то, получается, ненастоящий! Нет у него ни права на власть (иначе говоря, легитимности), ни силового ресурса — кроме того, который мы сами ему предоставляем. И подчиняемся мы ему не потому, что боимся его кары, а потому, что или сами, поддавшись на обман, выбираем его сторону как более выгодную и удобную, или попросту не замечаем его манипуляций, или вообще не верим в его существование.
Но всерьез верующий человек, живущий по Евангелию, призывающий помощь Божию, участвующий в церковных таинствах, не подчиняется «князю мира сего». Для него этот «князь» — не князь, а самозванец. А подлинная власть в нашем мире принадлежит его Творцу, то есть Богу. Власть, которая не от мира сего, которая может быть незаметной среди беззаконий и бедствий, но которая абсолютно реальна. И верность которой мы каждый день подтверждаем в молитве Господней, когда произносим слова «да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли».
Протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии
foma.ru