Кто посягает на границы Церкви и как Церковь защищает свои рубежи, объясняет Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.
– Во все времена Церковь защищала и отстаивала свои границы начиная с катакомбного периода. Какие границы Православия? И как Церковь сегодня защищает свои границы?
– Границы Церкви были очерчены еще в первые века ее существования. Верность учению Христову – вот главный критерий принадлежности к Церкви, и, соответственно, уклонение от следования этому учению – первый признак утраты такой принадлежности.
Церковная история знает множество организаций, которые только именовали себя церковью, но при этом таковыми не являлись, потому что пытались внести в богооткровенную религию примеси собственных человеческих умозаключений. И не важно, по какой причине люди пытаются реформировать церковное учение: любое отступление от догматов Церкви – это уже разрыв церковного единства, а следовательно, рана на теле Церкви, которая, по словам Священного Писания, является Телом Самого Христа (см. Еф. 1:22–23).
Святой апостол Павел еще на заре христианства заповедует своему ученику Тимофею: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6:20–21). Единственно возможный способ, который Церковь использует для вразумления своих чад, – убеждение личным примером и в духе любви. Кроме любви, ни что иное, ни сила, ни власть, ни угрозы, не смогут удержать человека в лоне Церкви.
Как писали святые отцы, Бог не доказуем, а показуем. Мы можем пытаться часами говорить и писать о том, что наша Церковь – единственно истинная, но если мы не покажем на собственном примере того, что в наших сердцах живет Сам Бог, все наши аргументы, к сожалению, останутся бесплодными.
– Как Церковь из века в век реагирует на изменения мира, но при этом остается неизменной?
– К сожалению, многие современные люди считают, что Церковь – это некий пережиток прошлого. Однако это вовсе не так. Известный английский писатель Г. К. Честертон в одном из своих произведений писал: «Церковь всегда как бы отстает от времени, тогда как на самом деле она – вне времени». Из истории мы знаем о том, как с течением времени созидались и рушились все великие мировые империи и только Церковь Христова пребывала несокрушимой. О том, что Церковь во все времена пребудет неизменной, сказал Сам Ее Основатель – Господь наш Иисус Христос: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Но в то же время Церковь никогда не стояла на позициях ретроградства. Подвижник V века, преподобный Викентий Лиринский, однажды сказал: «Говори по-новому, но не говори нового». Церковь всегда пыталась выразить свою мысль, свою проповедь именно теми словами, которые соответствуют современному мышлению. Так, по словам христианского апологета К. С. Льюиса: «Церковь существует только для того, чтобы привлекать людей ко Христу, и если она этого не делает, все кафедральные соборы, все священство, все миссионерские организации, проповеди, даже сама Библия сведутся лишь к пустой трате времени».
Поэтому в каждую эпоху Церковь говорила, говорит и будет говорить о своих духовных ценностях именно на том языке, который будет понятен всем людям.
– Как сегодня христианин должен свидетельствовать о своей вере?
– Свидетельство о вере может быть только одним, независимо от того, когда, в какую историческую эпоху живет христианин, и свидетельство это – жизнь во Христе. Только праведная жизнь может быть признаком нашей принадлежности к Церкви. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, праведность – это ни что иное, как следствие причастия и общения со Христом.
Церковь знает множество примеров того, что именно личный подвиг того или иного верующего, его искреннее благочестие оказывались главной причиной обращения ко Христу окружавших его людей. Так, в Житиях святых есть рассказ о том, как некий христианин попал в рабство к язычнику. С первого же дня хозяин предупредил его: будешь работать у меня, но только при одном условии – ты никогда не будешь рассказывать мне о своем Боге и даже не смей пытаться обратить меня в свою веру. Христианин согласился. Но спустя некоторое время язычник сам пришел к христианину и попросил: «Расскажи мне о своем Боге, помоги мне стать таким, как ты, ведь с самого момента твоего прихода ко мне я поражен твоей добродетельной жизнью». Таким образом, приведенный пример из жизни святого является лучшим наглядным пособием исполнения заповеди Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Беседовала Наталья Горошкова