В свидетельства о рождении итальянцев вернулись «отец» и «мать» вместо непонятных «Родитель 1» и «Родитель 2». Об этом и других итогах состоявшегося в Вероне Всемирного конгресса семей рассказывает Алексей Комов, член Правления ВКС, советник Председателя Патриаршей Комиссии по делам семьи, защите материнства и детства, руководитель программы поддержки семейного образования «Классические беседы».
Алексей Комов. Верона, Италия
В ГОРОДЕ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ
— Уважаемый Алексей, что важного и интересного произошло на прошедшем Всемирном конгрессе семей?
— Всемирный конгресс семей (ВКС) — это самая влиятельная и представительная площадка для международных консерваторов. Последние Конгрессы мы проводили уже на уровне правительств: в Венгрии с правительством Виктора Орбана, в Молдавии с президентом Игорем Додоном. Конгресс этого года — с итальянским правительством Маттео Сальвини.
Нынешний ВКС, 13-й по счету, состоялся 29–31 марта в итальянской Вероне — красивейшем городе, где, по версии Уильяма Шекспира, между молодыми людьми Ромео и Джульеттой вспыхнула любовь (замечу: традиционная, разнополая, что ныне звучит чуть ли не вызовом современной толерантной Европе). Кстати, Верона была в прошлом году объявлена городом, дружественным семье, что также вызвало истерику гомоактивистов.
Ежегодно в Верону — город с населением в 260 тысяч человек — приезжают 20 миллионов туристов, но наша сравнительно небольшая делегация произвела несравнимо больший переполох и волнение в этом спокойном средневековом городе.
200 СМИ захотели аккредитоваться на наш Конгресс
Многотысячные манифестации сторонников и противников ВКС. Беспрецедентный интерес прессы — более 200 СМИ захотели аккредитоваться на наш Конгресс (столько бывает только при освещении Олимпийских игр). Всемирный конгресс семей превратился в площадку номер один для мирового консервативного движения и сторонников традиционных семейных ценностей из более чем 80 стран мира. На ВКС выступали мэр Вероны и губернаторы итальянских провинций Венето, Ломбардии и многие другие официальные лица.
— Вас поддержал лично Сальвини?
— Да, особую остроту веронскому Конгрессу придало выступление на нем вице-премьера и министра внутренних дел Италии Маттео Сальвини — восходящей звезды европейской консервативной политики. По последним данным, он уже сейчас имеет поддержку около 40% населения страны, т.е. он — политик №1 в Италии. На Конгрессе выступили три федеральных министра Италии. Министр по делам семьи Лоренцо Фонтана (мой старый знакомый, с которым мы неоднократно выступали в поддержку традиционных ценности в последние лет 5-6) собственно и организовывал этот Конгресс вместе с лидером итальянского пролайфа Тони Бранди и движением «ПроВита». Кроме того, на форуме присутствовали министр образования Бусетти и сам Сальвини. Вы себе представить не можете, какой был ажиотаж: при появлении Сальвини темпераментные итальянцы готовы были буквально «разорвать» его на части, пытались обнимать, целовать. У нас этого нет в культуре, а в Италии люди очень эмоциональные, за этим интересно было наблюдать.
— А кто приехал из России?
— Из России прибыло около 20 человек. Приветствие от Святейшего Патриарха Кирилла было зачитано архиепископом Венским и Будапештским Антонием. Протоиерей Димитрий Смирнов, Председатель Патриаршей Комиссии по делам семьи, защите материнства и детства, выступил в Вероне с развернутым докладом и очень хорошо изложил ключевые моменты своей позиции. В частности, половину своего выступления он посвятил важности приоритетного права родителей на выбор того образования и воспитания, которое они считают лучшим для своих детей. Вообще свобода образования и семейное образование традиционно являются одной из важных тем на Всемирных конгрессах семей.
Послание от Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ зачитала сенатор Елена Владимировна Попова, осуществляющая в Совете Федерации связь с уполномоченными по правам человека и по правам ребенка при Президенте России. Уже после Вероны мы встречались с Еленой Владимировной и договорились о взаимодействии. Приветствие от Государственной Думы РФ зачитал депутат Виктор Владиславович Зубарев, помощником которого я являюсь. Кстати, шесть лет назад мы с ним выступали на общенациональном съезде итальянской партии «Лига севера» (так она называлась тогда, теперь это просто «Лига»). Там мы произносили речи в поддержку традиционных ценностей и рассказывали о семейной политике в России, что вызвало бурное одобрение зала. Именно на том съезде Сальвини был избран новым лидером партии.
— В том избрании Сальвини западная пресса не увидела пресловутую «руку Кремля»?
— Точно! Итальянская пресса объясняет факт избрания Сальвинии именно тем, что Алексей Комов — якобы доверенное лицо Путина — еще шесть лет назад предугадал, что Сальвини придет к власти. И все это время, получается, Сальвини набирал политический вес и популярность при поддержке России.
На самом деле, тема России и российского участия во Всемирном конгрессе семей в СМИ освещалась в десятках и сотнях статей — я несколько часов давал интервью журналистам разных изданий, в которых говорил, что у нас и итальянцев идейное родство и что народы наших стран — убежденные сторонники традиционных ценностей, а либеральные журналисты все время пытались найти какие-то подтверждения того, что Россия якобы финансирует правых консерваторов в Европе и мире и из-за этого силы и политическое влияние последних так сильно растут. Хотя на самом деле они растут просто потому, что эти идеи находят все больше и больше отклика у местного населения.
ОТЕЦ ДИМИТРИЙ СМИРНОВ КАК ИТАЛЬЯНСКАЯ ЗНАМЕНИТОСТЬ
— Но в Европе и противников семейных ценностей хватает! Я видел кадры многотысячных манифестаций против проведения ВКС в Вероне. Кто в них участвовал?
— ВКС действительно вызвал просто какую-то бурю: феминистки и сторонники ЛГБТ, гей-парадов, антифа и различные «левые» радикальные активисты съехались 30 марта в Верону со всей Европы. Они заявляли, что на митинг вышло около 100 тысяч человек. В действительности их было где-то в районе 10, может быть, 15 тысяч. Они маршировали по улицам с файерами, различными лозунгами и карикатурами и очень агрессивно себя вели. Хотели заткнуть нам рот, угрожали, звонили — участникам поступали угрозы физической расправы. На улицах Вероны произошло несколько нападений на докладчиков ВКС.
Участникам Конгресса поступали угрозы физической расправы
— Как-то нетолерантно выходит со стороны борцов за толерантность...
— Увы. Они, например, обзванивали гостиницы, где остановились гости Конгресса, с очень агрессивным требованием отказать им в проживании. По какой причине? Потому что, с их точки зрения, не толерантные к извращениям защитники семьи — это «фашисты, реакционеры, агенты Путина, которым нет места в толерантной Европе». Но нас не смутили эти угрозы, и, несмотря на них, Конгресс прошел прекрасно. Правда, в самый пиковый момент для обеспечения нашей безопасности было поднято несколько тысяч карабинеров, полицейских и даже военных.
Конгресс проходил в «Гран Гвардиа» — Дворце Большой гвардии, историческом здании XVII века — на центральной площади Бра, в самом престижном месте Вероны рядом с древнеримской Ареной («малым Колизеем»). И в воскресенье, в последний день работы Конгресса, на этой центральной площади состоялась еще более многочисленная манифестация в поддержку традиционных ценностей, в которой приняли участие не менее 20 тысяч человек, причем большая часть из них была не рекрутами со всего Евросоюза, а местными жителями. Я произнес небольшую речь на итальянском, на которую люди очень хорошо отреагировали. И сторонников традиционных ценностей в итоге оказалось больше, чем наших противников.
Многотысячные просемейные манифестации и усиленные меры безопасности в итальянской Вероне
Но перед началом Конгресса атмосфера была очень напряженная — как перед грозой. Мы с протоиереем Димитрием Смирновым приехали за день до его начала и когда шли по центральной улице, нас узнавали простые люди.
— Узнавали на улицах? Откуда?
— За последние 7-8 лет я выступил почти на сотне просемейных конференций по всей Италии, от Сицилии до Альп, где рассказывал про важность именно традиционных ценностей. Я объяснял людям, что на самом деле происходит в России, говорил о том, что после «перестройки» на территории бывшего СССР восстановлено почти 30 тысяч храмов. Рассказывал о возрождении Церкви и традиционных ценностей после 70 лет «воинствующего атеизма».
— А отец Димитрий Смирнов чем прославился?
— Его за несколько недель до конгресса вообще превратили в итальянскую знаменитость: журналисты растиражировали одну его цитату с сайта orthochristian.com — английской версии портала Православие.Ru, вырвав из контекста и превратно истолковав. Дело было так. Несколько лет назад, представляя антиабортный фильм «Живи» на кинофестивале «Лучезарный ангел», отец Димитрий сказал:
«Никакого счастья человек не может получить, если он убийца собственных детей. Таких людоедов, как наш народ, нужно с лица земли стереть, и только огромная милость Божия к нам (потому что мы все Его дети) спасает нас от гнева Божия. Но если мы не очнёмся, гнев Божий падёт на нас».
Это высказывание (английский перевод здесь: http://orthochristian.com/99236.html — Ред.) было подано таким образом, будто отец Димитрий призывает смести делающих аборты с лица земли.
— «Смести с лица земли». И точка?
— И точка. Такая была подача. В результате журналисты ему очень сильно досаждали навязчивыми вопросами, а вывернутые наизнанку ответы, я думаю, были доведены аж до Папы Римского, который хотя в целом и поддержал идеи Всемирного конгресса семей, но высказался как-то осторожно насчет некоторых методов его проведения. Отцу Димитрию пришлось делать специальное заявление для прессы с разъяснением нашей православной позиции по этим вопросам.
РУССКИЙ СЛЕД В ВКС....