Отвечает епископ Покровский и Николаевский Пахомий– Владыка, дайте совет, как вести себя с людьми, подверженными страстям, например с алкоголиком, наркоманом или с гневливым человеком.
– Я думаю, внимательный человек должен прежде всего посмотреть, что же на самом деле происходит и почему эта ситуация стала возможной? Часто бывает, приходит женщина на исповедь и жалуется: «Батюшка, муж пьет, что делать?». Такой женщине очень важно внимательно посмотреть, а какая причина того, что он пьет. Может быть, она так его «пилит», что ему ничего другого не остается, как просто пить. А может быть иная ситуация, когда она абсолютно не виновата в этом, но в ее жизни есть какие-то иные страсти и грехи. И чтобы очиститься от них, нужно что-то потерпеть, и Господь порой попускает такое искушение человеку.
У аввы Дорофея есть замечательный ответ на вопрос, как быть, если, например, тебя обидели, когда ты совершенно не виноват. Он говорит, что надо вспомнить, может, было такое в жизни, что ты другого человека обидел. И Бог, будучи милосердным и справедливым, дает возможность тебе сегодня потерпеть за грех, совершенный против другого человека. Может, то, что сегодня произошло с тобой, просто возврат того долга.
Мы нашу жизнь всегда должны рассматривать в более широких границах. Люди ограничены временем, пространством, своим сердцем, разумом, а Бог на нас смотрит из вечности, и порой то, что кажется нам несправедливым и непонятным именно здесь и сегодня, из вечности выглядит совершенно по-другому. Это нам не понятно сегодня, но завтра вполне вероятно мы это поймем и сможем хотя бы отчасти постигнуть.
В любом случае, у нас всегда есть выбор. Не хочешь терпеть ближнего, который страдает от алкоголизма или страсти гнева, можешь прекратить с ним общение. И, наверное, ты имеешь на это право. Но если есть силы и желание помочь человеку, можно потерпеть и попробовать что-то изменить.
– Очень тяжело терпеть, если это родной человек, ребенок, супруг….
– Человек по природе эгоист. Нам хочется, чтобы всегда было по нашему желанию и хотению. Ужас в том, что сегодня в нашем мире приходится все чаще и чаще сталкиваться с такой ситуацией, когда люди, желая удовлетворить свои страсти, или получить что-то во что бы то ни стало, и к Богу относятся точно так же. Часто приходит человек в храм и говорит: «Я молился, Бог мне не помог, я в вашу Церковь ходить не хочу». Если Господа воспринимать как некую всемогущую, мощную силу, поставленную на служение нам в услаждение каких-то наших пожеланий, страстей или, наоборот, в освобождение от каких-то неприятных нам вещей, тогда получается очень примитивное понимание Бога.
Если нам не нравится поведение наших детей, нужно задать вопрос: а кто их такими воспитал? Может, это проявление наших собственных ошибок и страстей и, терпя их сегодня, ты сможешь что-то исправить в своей жизни.
Например, если проблема в семье, то супруги по отдельности виноваты не бывают, они всегда виновны оба. Если семья распалась, это не значит, что причина только в жене или в муже.
На самом деле в нашей жизни огромное количество проблем, боли и страдания от того, что мы, увлекаясь второстепенными вещами, не хотим замечать главного. Люди страдают, переживают, в семье конфликт, дети не слушаются, еще что-то. А какая причина? Нет понимания между мужем и женой.
Если муж с женой начнут искать компромисс друг с другом, глядишь, и дети начнут себя вести правильно и наладится все. А когда пытаются самым простым способом решить эту проблему «давай разведемся», «три раза был женат, еще пару раз женюсь, ничего страшного» – это же катастрофа. Поэтому мне кажется, что человеку, прежде всего нужно смотреть в корень. Сам не знаешь, обратись к святым отцам, которые подскажут тебе, обратись к опыту Церкви, которая знает человека. Но только не жди простых ответов вроде «смешай Крещенскую воду с Богоявленской, разбавь водой, набранной в трех храмах, выпей и все будет хорошо».
– Почему у одних много страстей, а у других мало? Это объяснимо?
– Тот человек, который работает над собой, над искоренением своих страстей, у того они потихоньку, конечно уходят. Но это работа всей жизни. Нельзя три месяца потрудиться и ждать, чтобы все сразу стало хорошо. Когда человек сознательно поступает против совести, против Бога, этот грех называется хулой на Духа Святаго. В Евангелии говорится: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31-32). Когда человек сознательно отрицает Бога, сознательно предается тому или иному греху, не желая исправляться, это приводит к очень тяжелым последствиям. Бывает, люди говорят: «Я в Бога не верю, вот если бы мне Господь явился и сказал “делай так и так”, я бы сразу исправился». Но даже если это и случится, такой человек, скорее всего, посчитает себя ненормальным, сумасшедшим и побежит к врачу, но не будет делать того, что Господь ему говорит.
– Как же изживать страсти, Владыка, только ли покаянием, либо существуют ещё какие-то лекарства?
– Смиряясь в тех или иных ситуациях, которые в нашей жизни возникают. Если человек к ним относится со смирением, они помогают человеку изжить многие страсти. Одного послушника мучила какая-то страсть, он приходит к старцу и говорит:
– Отче, помолись за меня, мне тяжело, страсть блуда мучает меня.
– Хочешь, я помолюсь за тебя, чтобы Господь отнял у тебя эту страсть?
– Нет, отче, не хочу. Но помолись, чтобы Господь дал мне силы побороть ее.
– Теперь я вижу, что ученик выше меня, – сказал старец.
Должна быть воля к победе, желание терпеть. «От терпения происходит опытность, от опытности надежда. А надежда не постыжает», – говорит апостол Павел. (Рим. 5, 3-5).
«Православное Заволжье»
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, Беседовала Наталья Комиссарова