ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Православная беседка (интервью) / Православная духовность | 8-06-2023, 13:47

Источник информации

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАСТЕЙ. pravoslavie.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Протосингел Петроний (Тэнасе)

Протосингел Петроний (в миру Петр Тэнасе; 1916–2011) – один из почитаемых румынских старцев. Много лет он был настоятелем румынского общежительного скита Продром (Рождества Иоанна Предтечи) на Святой Горе Афон. Старец пользовался большим авторитетом не только на Афоне, но и во всей Греции. И конечно же, на своей родине – в Румынии, где ему пришлось с твердостью отстаивать свою веру в годы коммунистического режима.

В предлагаемой читателям сайта «Православие.Ru» беседе старец рассказывает, какой должна быть жизнь христианина, как вести духовную борьбу со своими страстями и как умножать веру и любовь в мире, полном ненависти.







Фото: Анатолий Горяинов

– Как избавиться от страстей?

– Бесстрастие – самое важное и самое трудноисполнимое дело, как говорят святые отцы. Человек не может выращивать растения в саду, не копая и не удобряя землю. Если в ней есть твердые комья и корни, сначала надо их убрать, чтобы что-нибудь вырастить. То же самое и с добродетелью. Человеку надо очиститься от грехов, чтобы смочь насаждать добродетели: чтобы смочь молиться, иметь любовь к ближнему и прочее. Если он полон страстей, он не может этого делать. Надо удалить грубые грехи, делающие его рабом духовного нечувствия. Святые отцы говорят, что добродетели насаждаются в земле сердца, или душе, после того как она утончится отвержением мирских суетных дел, несением трудов и скорбей, молитвой и чистой жизнью и станет восприимчивой.

Человек – существо духовное, он не может обрести счастья иначе, как через Бога, Создавшего его

Человеку хочется быть и тем, и тем: и богатым быть, почивая в роскоши и наслаждениях, и спасение и славу Христову стяжать. Прилепиться к мирским делам и быть вместе с Богом. А между тем, это невозможно. Он коснеет во вражде с кем-нибудь, а потом хочет молиться умной молитвой. В реальности мы очень далеки от жизни истинной. В первые века христианства было совсем иначе. Тогдашние христиане слышали призыв к жизни духовной и отрекались от мирского блеска и славы, чтобы стяжать вечную славу Христову. А теперь человек позволяет врагу уловить себя, и тот его прельщает суетными мирскими вещами; он не хочет отказываться от грехов, делающих его рабом, зависимым от мира сего и работающего на материю; хочет счастливой жизни в нем, надеясь на материю, что невозможно, потому что человек – существо духовное, он не может обрести счастья иначе, как через Бога, Создавшего его.

– Какой должна быть жизнь христианина?

– Если человек всегда обращен мыслями к заповеди любви, оставленной нам Христом: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13: 34), тогда его жизнь становится жизнью во Христе; если он все делает с благословения Божия, Его благодатью и во всем видит дар Божий, тогда он выходит из пристрастности к миру и входит в любовь Христову. Истинная жизнь – это любовь, а не пристрастие, являющееся нездоровой любовью. Христианская жизнь – это возвращение человека к своему истинному здоровью, которое он ощущает как радость, как полноту жизни, потому что Христос изливается в этого человека, чтобы в нем жить.

Чтобы предать свою волю Христу и чтобы жизнь Христова пребывала в тебе каждый день, надо покориться аскетическим предписаниям Церкви, которые делают душу чувствительной и способной войти в общение со Христом. Пост, молитва, смирение – вот средства, которыми пользуются благоговейные отцы. Для этого не нужны никакие расходы, более того, они сопряжены с радостью, которую доставляет душе общение со Христом.

Взяв власть над телом, поставив ум владыкой над греховными устремлениями тела, ты освободишься от страстей, ты соделаешься обителью Святого Духа, поставив лучшее владыкой над худшим. Так ты достигнешь одухотворенности, которой достигали и святые, подвизаясь, чтобы внутренний человек возрастал от силы в силу до меры Божества Христова.

Это идеал – жизнь христианская и, если хочешь, вечная. Надо указать телу на его место, утончать его аскезой и одухотворять. Так ты исполняешь истинную цель жизни – стяжание Духа Святого и Его полное вселение в душу и тело человека, что и является истинно христианской жизнью. Это и есть то благо, к которому призван человек, а не какой-нибудь долг и ограничение: Его стяжание отвечает интересам человека.

Бог призывает нас: «Будьте святы!» (1 Пет. 1: 16). Он создавал человека для того, чтобы мы причащались Его Духа и таким образом освящались. В этом смысл существования человека на земле – освящаться и войти в совершенную святость, в истинное здоровье своего существа. Христианская жизнь должна быть постоянным приготовлением к этому, а не изнурительным рабством за пищу и питье, какова жизнь нынешних людей.

– Как прожить день в святости по программе духовной жизни, как умножить веру и любовь в мире сем, полном ненависти и лишенном любви к себе подобным людям?

– Программа духовной жизни? Любовь проявляют не по программе. Святитель Василий Великий говорит, что духовный человек не программирует своего мышления, а на всякое время заботится о душе; он не пристрастен к земному и всегда прилеплен душой к духовному и Божественному. Любовь постоянна, потому что вечна, и поэтому она не совершается по программе, а естественным образом вносит порядок во всю жизнь человека.

Любовь – подлинная природа нашей души, а молитва – способ ее стяжания и всегдашняя программа жизни христианина

Если говорить о программе, тогда она кратко содержится в словах апостола: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Любовь – подлинная природа нашей души, а молитва – способ ее стяжания и всегдашняя программа жизни христианина. Без формул! Кто верит, тот умножает веру, приходящую от Бога, потому что раскрывает свою душу для духовных сокровищ, содержащихся в Боге.

Величайшая заповедь – любить Бога и ближнего, как самого себя, – это две стороны одной медали. Бог одинаково ценит любовь к Нему и ближнему. Человек – образ Божий и обладает огромной ценностью. Отцы говорят: «Видел ли ты человека – ты видел Бога». Человек несет образ Божий. Если ты чувствуешь, что Бог отдалился от тебя, тогда надо понять, что твое «я» отдалилось, отстранилось от самого себя, и ему надо вновь собраться из рассеянности, горячее поклоняясь Богу и благоговея перед Ним. Даже в испытаниях, посылающихся нам по попущению Божию, когда мы чувствуем, что благодать отошла от нас, мы тем же путем возжигания ревности и веры можем снова стяжать Бога в душе.

По мере того как ослабевает вера в Бога, человек утрачивает свою ценность. Если вера крепнет в душе, человек облагораживается в силу той внутренней цельности, которую сообщает ему вера. Сейчас многие более не верят ни во что, даже в себя, даже в человека. Если человек полезен тебе и делает деньги, он хороший, если же нет, плохой. Это утилитаризм, при котором человек превращается в объект труда и потребления, потребляя самого себя. Апостолы говорят, что ты не любишь Бога, если не любишь ближнего. Если ближнего, которого видишь, ты не любишь, то как же можешь любить Бога, Которого не видишь (см.: 1 Ин. 4: 20)? По-видимому, правящие миром превратили человека в объект, потому что в своем поклонении деньгам не могут любить Бога и возомнили себя вместо Него хозяевами мира и судеб человека.

– Батюшка, расскажите нам о внутренней цельности, которую сообщают человеку вера и благочестие.

Христианская жизнь – это жизнь в постоянной борьбе

– Вообще говоря, апостол учит, что человек, вышедший хорошим из рук Творца, после грехопадения преклонился ко злу. Значит, ему надо вести борьбу против этой своей удобопреклонности, направлять ее к добру, чтобы ее уврачевать. Мы хоть и искуплены и спасены Христом, но не пребываем в райском состоянии, в котором зла не существовало и человек не был к нему преклонен. Как говорят святые отцы, человек обладает «удобопреклонным естеством», он пал естеством, имея слепой ум и ослабленную волю. Они его ведут и подталкивают ко злу, к которому его манит невидимый враг, как он сделал это в раю. Лукавый все время прельщает его, и человеку надо постоянно бороться. Поэтому святой Павел призывает нас препоясаться добродетелью праведности, взять щит веры, в силу которой око ума видит наперед эти приманки, облечься во все оружия борьбы против лукавого (см.: Еф. 6: 14–17), во всю броню праведности, чтобы упражняться во всех добродетелях и облекаться в волю Божию. Христианская жизнь – это жизнь в постоянной борьбе; чтобы она шла хорошо, человеку надо преодолевать эту преклонность падшего естества и стараться идти путем добрым, истинным.

– Но, батюшка, бывают такие ситуации, когда человек побеждается, и даже духовный человек впадает в искушение.

– Это не случайно. Поскольку Бог знает все, Он попускает их намеренно, так что их не надо считать фатальностью. Человек сделал что-то, за что ему и было дано это, а если не согрешал ни в чем, тогда ему надо понять нынешнее падение как повод к тому, чтобы подняться выше, мобилизоваться после этого падения, чтобы более возрастать в благодати. В любом случае, кто пал, у того воистину не было состояния трезвения. Мы много хорошего знаем, мы христиане, слышим Святое Евангелие, однако наша вера ослабела, потому что птицы небесные склевывают перед нами семя слова веры, посеянное Христом, и поэтому мы уже не находим в себе здоровых природных сил, чтобы творить добро.

Земля сердца становится бесплодной и пустой. Бог рядом, он близ каждого из нас, как говорит святой апостол Павел (см.: Флп. 4: 5), но мы не пользуемся Его благодатью из-за своей рассеянности, компромиссов, на которые идем, по причине телевизора, вступления в общества и организации, действующие без Бога. Человеку надо трезвиться, идти путем добрым и святым и исполнять Божественное учение Церкви, которое не нуждается в корректировке, ибо мудрость мира – все равно что выброшенная тряпка пред Богом (см.: Ис. 64: 6).

– Никто не может причинить нам никакого зла извне, и все зло в мире проистекает из этого отстранения человека от Бога.

– Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что никто не может причинить нам зла без нашей воли, даже диавол, всецело устремившийся против нас и жаждущий причинить нам зло, без нашей воли не может сделать нам ничего. Так что никто извне не может причинить нам зла. Святитель Иоанн Зластоуст привел в пример гонения на христиан. Игемоны и палачи, истязавшие христиан, чтобы они отреклись от веры истинной, хотя и творили дело диавола, но тем не менее страданиями, которыми их подвергали, помогали христианами стяжать победный венец. Христиане не отрекались, страдали, умирали и получали венец святости.

Враг диавол стоял за спиной тех, кто мучил христиан, чтобы они отреклись от своей веры, угрожал им смертью, чтобы они погубили свои души. А что из всего этого вышло? У них имелась сила, и они выстояли, а злое намерение врага, направленное против них, обратилось для них в славу, они стали мучениками, великими исповедниками, святыми Церкви. Хотя намерение его и было негативным, он хотел причинить людям зло, но его злое намерение обернулось в почитание и похвалу тех, против кого было направлено.

Желая причинить зло, враг доставляет венец истинным христианам, которые претерпевают до конца

Так и сейчас. Нынешние власти, руководимые диаволом, хотят навредить Церкви, коварно распространяя всевозможные учения и соблазны, деморализующие человека и общество в целом. Намерение злое, лукавое, диавольское, не требующее отречения от веры в Бога напрямую, но тонко внедряющее его в сознание человека всеми средствами пропаганды. И при всем том, диавол и все его слуги не могут причинить зла истинному христианину, поскольку, не веря в Бога и духовное, они видят зло только во внешнем, в страдании, нищете, болезни. Желая причинить зло, враг доставляет венец истинным христианам, которые претерпевают до конца.

В общем, Православие не отличалось земными блаженствами. Христианин должен жить в вере, только так он низложит владычество диавола. Мы терпим его негативные намерения и действия, находящие на нас через мирские вещи. Он может причинять нам страдания, мы их терпим, и он полагает, что причинил нам зло. Но по сути он не причинил нам зла, а сделал добро, потому что мы, претерпевая их, сильнее проявляем свою веру в Бога и получаем за это награду.

Бог воздает каждому по его делам. Печалясь о материальных вещах, человек очевидным образом находится во власти диавола. Сейчас власть диавола в мире велика, поскольку он сбил с толку бедных людей столькими обещаниями и рекламой земных блаженств. И после такого материализма и поклонения деньгам люди, не имеющие богатств, чувствуют себя несчастными и не могут довольствоваться малым и жить, благодаря Бога. Но на Страшном Суде каждый даст отчет в своих делах, словах и мыслях, и, если они недугуют материальными желаниями, тогда явно пребывают во власти диавола.

С протосингелом Петронием (Тэнасе)
беседовал Джордже Кэбаш
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Sfantul Munte Athos (Святая Гора Афон)
 

В сюжете: страсти любовь молитва

 

Просмотров: 215
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru