ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Апрель 2024 (10)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Православная беседка (интервью) / Православная духовность | 5-09-2023, 16:17

Источник информации

Молитва – дыхание души. orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Беседа с Архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

















Сегодня мы поговорим о молитве. Что такое молитва? Почему она так важна?
– Когда меня пригласили на эфир, я посоветовался с помощниками, попросил подобрать тему о чем-то позитивном, о какой-нибудь добродетели. Я смотрю много передач на «Союзе», на «Спасе», но, положа руку на сердце, можно сказать: слышишь о чем угодно, только не о молитве. Молитва – дыхание души. Где нет молитвы, нет жизни для души. В «Добротолюбии» есть слова кого-то из святых отцов, что молитва – это всеобъемлющая добродетель. Почему всеобъемлющая? Потому, что молитва – это возношение ума к Богу, это выражение любви к Богу. Кстати, даже одна мысль о Боге – уже молитва.

Сел за руль машины и произнес: «Господи, благослови!» Это молитва?
– Два слова – уже молитва. Когда перед тобой какой-нибудь дуралей резко затормозил так, что ты чуть не влепился в заднее стекло его машины, даже одно слово «Господи», произнесенное от души, – тоже молитва. Мы молимся не для того, чтобы у нас что-то получилось...
Например, когда ты разговариваешь со своей супругой о фильме или о детях, о работе, зарплате, которой всегда не хватает, ты что-нибудь ждешь от нее в результате этого разговора?
Мы с друзьями и близкими людьми просто разговариваем обо всем и абсолютно ничего от этого не ждем. Есть прямые просьбы: надо то-то и то-то сделать, помочь… Но мы не можем всегда начинать разговор с родными и близкими с просьбы. Мы просто разговариваем. Мы слова подбираем? Нет. Задумываемся о том, что сказать? Нет. Мы просто общаемся, разговариваем, потому что любим человека, уважаем, и это нам дорого.
Часто приходится слышать: «Как тяжело молиться». Тяжело молиться потому, что вы это не любите, вы до конца не поняли, что Бог есть. Если Он есть, то невозможно, встав утром, не перекреститься в кровати, поблагодарив Бога, что проснулись живыми. Мы целуем крестик и от всей души говорим: «Господи, слава Тебе!» И началась молитва. Идем умываться – и произносим: «Господи, благослови, Господи, сохрани». Молимся любыми словами.
Часто спрашивают, какими словами молиться в том или другом случае. Сейчас столько «специализаций»: такой-то святой помогает от этого, другой – от того; этот псалом – вот от этого, другой псалом – от того. Есть такой девиз у отцов: «Молись от души и делай что хочешь».
Вспоминаю себя: когда я пришел к вере, был счастлив только от одного осознания, что надо мной Господь. И молился своими словами, молитвослов появился уже потом. И непонятно, что было правильно: молитва своими словами или по молитвослову.
Вспоминается один случай. Антоний Сурожский постриг какую-то монахиню и дал ей правило (кстати, у каждого христианина должно быть правило, но об этом я позже расскажу), как ему показалось, правильное: два акафиста, кафизмы, чтение Священного Писания. В общем, была какая-то перезагруженность. Через полгода он с ней встречается и спрашивает: «Матушка, как дела? Правило монашеское исполняешь?» Она отвечает: «Владыка, все, что вы мне дали, читаю, а потом закрываю молитвослов и начинаю молиться».
Кстати, все советуют, что только на одном молитвослове мы не должны останавливаться. Авва спросил у монахов, как они молятся. Они ответили: «Утром и вечером». – «А потом?» – «А потом работаем». Если вы молитесь только утром и вечером, значит, вы почти вообще не молитесь. Например, мы же со своими детьми не только за завтраком здороваемся, спрашиваем, как дела, какие планы, а потом еще вечером спрашиваем, что было. Нет, мы целый день друг с другом общаемся, постоянно разговариваем, о чем-то спрашиваем, и все это идет произвольно.
И святитель Феофан нас к этому подвигает: беседовать с Богом как с Живым. Но мы не верим, что общение должно быть таким. Должны, но не верим. Тот, кто верит именно так, тот и беседует с Живым Богом.
Святитель Феофан Затворник Вышенский пишет одной женщине: «Вы – жена, мать, хозяйка. В исполнении сих обязанностей ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. И я вам говорю: и вы ожидайте венца мученического».
Вы – жена, мать, хозяйка и можете подражать священникам и монахам. Как? Простая женщина от плиты не отходит, четверо детей, огород, стирка, уборка... Кстати, тогда не было электричества, стиральных машин, газа, скороварок, самовар был за счастье. Я был в Касимове в музее «Русский самовар». Обязательно съездите в Касимов, это замечательный город. Самовар тогда был роскошью, чай пили один раз в день, да и сам чай был довольно дорогой. Кстати, Достоевский писал отцу, чтобы тот присылал ему денег на чай: мол, что мне теперь, чаю не пить и помереть?
Великим постом старец Амвросий давал братии ограничение и на чай, разрешал выпивать только по три чашки чая в день. Они спрашивали: «Батюшка, только три чашки?» Он говорил: «Ну ладно, с блюдечком».
Так вот, Феофан Затворник писал: «Вы – жена, мать, хозяйка и можете подражать монахам». Женщина спрашивала: «Как я, простая женщина, которая в трудах и заботах, могу подражать монахам и священникам в молитве?» И Феофан Затворник говорил: «Начали готовить обед (например, борщ) – скажите: „Господи, благослови?. Варите обед – скажите: „Господи, помоги?. Закончили готовить обед – скажите: „Господи, благодарю?. И так ваше дело, начатое с молитвой, продолжающееся с молитвой и закончившееся молитвой, будет не суетой, а богослужением, приятным Богу. Потому что вы это делали ради любви к своим домочадцам, да еще с призыванием имени Божия».
Что такое молитва? Молитва – это возношение ума к Богу. Что для этого надо? Радио? Телеканал «Союз»? Знаете, как сейчас православные спасаются? Алиса за них молится. Говоришь: «Алиса, включи три канона». Или: «Алиса, включи 15-ю кафизму». И все. Я говорю: «Когда вы окажетесь на Страшном Суде, спасется ваша машина, она, кстати, безгрешная». Это мы грешим, когда нарушаем правила, а машины наши спасутся, потому что они столько «молятся», сколько мы не молимся. Это злоупотребление.
Можно ли молиться во время работы или когда что-то делаешь? Можно. А когда встаешь на молитву, что-то можно делать в это время? Если ты молишься, то ничего в это время уже делать не должен. Если ты посвящаешь вечерним и утренним молитвам 10–15 минут, в это время ничего делать нельзя, это будет неправильно. И наоборот: когда ты что-то делаешь по дому, находишься в дороге, на работе, в это время можно спокойно мысленно молиться. Этот навык как раз свидетельствует о том, что ты Божий человек. Потому что, если человек молится, – он живой. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Поэтому просите Господа, чтобы Он укрепил вас в вере, чтобы до вас дошло, что Бог – Живой, Он на нас смотрит. И как тогда к Нему не обратиться? Молитва может быть какой угодно, лишь бы она была от души.
Когда прихожане нашего храма за свечным ящиком спрашивают, какому святому и перед какой иконой помолиться в каком-то конкретном случае, наши замечательные свечницы говорят: «Бог принимает любую молитву от души. Поэтому свечу можете поставить где угодно, перед любой иконой. Господь вашу молитву, сказанную от сердца, от души, примет». Помолитесь от души, не надо начинать специализацию: святитель Николай помогает путешествующим, преподобный Сергий Радонежский – учащимся, святой Вонифатий – от пьянства. Все это правильно, но сначала люди должны другое усвоить...

Святые – такие же люди, как и мы. С ними тоже можно пообщаться.
– Пусть человек сначала усвоит одну истину: Бог везде, и Ему важна не форма, а содержание. Самарянка сказала Господу: отцы наши поклонялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризим), а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Так где же правильно молиться? И не в Иерусалиме, и не на горе Горизим, но поклоняющихся в духе и истине ищет Себе Бог.
Дух дышит, где хочет. И в окопе, и за студенческой партой, и в больничной палате, и за операционным столом мы слышим всякое призывание имени Божия. Но у Бога нужно просить самого главного – укрепления в вере, чтобы верить, что Господь над тобой. Помните слова из псалма: предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся.
Как-то я спросил у одной прихожанки: «Как ты пришла к вере?», и она мне ответила: «Когда я ложилась спать и утром просыпалась, я видела, как бабушка молится в святом углу. Мы что-то делали с ней по дому, и я слышала: „Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, сохрани! Господи, благодарю!” Бабушка беседовала с Господом, она говорила с Ним как с живым существом, и для меня это было лучше законов Божиих, лучше „Союза”, „Спаса”. Для меня это было лучшей проповедью, лучшим примером молитвы».
Как воспитать детей в Православной вере, в христианстве? Ты сама будь христианкой, живи Богом, и не нужно будет ничему детей учить. Если же родители только на словах христиане, дети видят эту фальшь. У отцов есть девиз: «Не учите тому, чего сами не делаете». Не нужно говорить сыну: «Сними трубку и скажи, что меня нет», чтобы потом не угрожать ему: «Если будешь мне врать, смотри!»
Если родители живут христианской жизнью и дети это видят, видят принципиальность родителей, то, что они ни под кого не подстраиваются, рано или поздно дети скажут: «Ничего себе! А они все-таки настоящие!» – и совесть будет их укорять, и волей-неволей они тоже станут так жить. Но вот сейчас кто-то смотрит нас и говорит: «У меня дети совсем не такие. Я столько вложила в них, так их воспитывала… И куда все подевалось?»
Как-то лет двадцать назад в разговоре с отцом Алексием Сысоевым – выдающимся педагогом, который служит в нашем храме (кстати, его сын – отец Даниил Сысоев), я сказал: «Батюшка, прослужив после монастыря год-другой на подворье, я стал замечать, что, когда дети достигают переходного возраста, многие из них отходят от веры». И он мне ответил: «Да не многие, а почти все».
На это я сказал: «Батюшка, тогда объясни мне, зачем мы занимаемся всем этим – гимназией, воскресной школой, воскресными беседами, походами, летними лагерями. Зачем все это?» И я услышал ценную мысль: «Знаешь, когда они будут возвращаться после того, как отошли от Церкви, от веры, их обратный путь будет гораздо короче, потому что они все уже знают. Они были в отчем доме, они понимали, что такое Исповедь, Причастие, молитва, Евангелие, заповеди, но потом им захотелось поискать чего-то интересненького, каких-то острых ощущений. Возвращение их в Церковь будет более легким».
Потрясающую вещь сказал святитель Филарет, митрополит Московский. Он был инициатором строительства Храма Христа Спасителя в честь победы в 1812 году над Наполеоном, и мощи его пребывают в этом храме. Так вот, святитель Филарет сказал: «Тяжело жить по-христиански, но не жить по-христиански еще тяжелее, потому что это бессмысленно и бесцельно».
Кто-то из старцев сказал: «Молитва – это всеобъемлющая добродетель». Память о Боге помогает нам держаться в этой жизни. Мы знаем светское выражение: «Все мы под Богом ходим». Вот если мы помним, что над нами Господь, мысль о Боге – это уже молитва. И если кто-то на нас «наехал», или жена что-то не сделала или сделала неправильно и пошло внутреннее недовольство, и гнев, и готовность сказать какие-то обидные слова, лучше промолчать и сказать об этом завтра.
Вот сейчас, летом, едешь на машине по городу и видишь, что идут то ли полуодетые, то ли полураздетые девушки. Но мы помним слова из Евангелия: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. И ты переводишь глаза наверх, затем на дорогу, на асфальт, только чтобы «не словить зайчика».
А знаете, что такое «словить зайчика»? Когда я служил в армии, я видел, что сварщики во время работы использовали защитные щитки со стеклом. Это стекло предохраняет от излишнего света, возникающего во время сварки, но через него очень плохо все видно. И вот хотелось им сделать что-то побыстрее, и они думали: «Уберу на секундочку щиток и точно увижу шов», – и получали ожог роговицы глаза. Это и называется «словить зайчика».
Зачем же ты открытыми глазами смотришь на живое излучение – на греховное существо? Нужно постараться не наловить этих «зайчиков». А что в этом помогает? Помогает память о Боге, желание уберечься от гнева, нечистых мыслей.
Мы знаем, что всякая ложь от лукавого. Вот спрашивают у тебя: «Почему ты опоздал на работу?» Можно спокойно ответить: «Я проспал», но ты говоришь: «Попал в пробку». Ну, пробки и пробки – тебе поверили. Раз поверили, два, три, и ты уже находишься в состоянии лжи. А Господь говорит, что всякая ложь от лукавого.
Когда вас о чем-то просят, вспомните слова Господа: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Когда я уезжал из Оптиной на послушание в Москву, один старец сказал мне: «Мелхиседек, ты только не забудь – сегодня ты князь, а завтра грязь». И я подумал, как верно сказано. В любой момент можно оказаться в грязи, поэтому нужно по возможности помогать людям.
Блаженный Августин, молясь, говорил: «Господи, делай со мной то, что я делал с моим ближним». Кто из нас может такое сказать? Проявляли ли мы по отношению к нашим ближним любовь, милосердие, сострадание, помощь, поддержку? А Августин так делал, поэтому он имел дерзновение молиться такой молитвой. Поэтому я от всей души желаю, чтобы мы не просто этого не забывали, но чтобы это стало дыханием нашей души.
Кстати, относительно молитвенного правила. Епископ Игнатий советует: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». Многие говорят: «Батюшка, я не могу полностью прочитывать утренние и вечерние молитвы». Но это же духовный уровень детского сада! А есть еще и подготовительная группа к детскому саду. Моя племянница Маша начала ходить в детский сад в три года, и вначале ее водили туда на один час, чтобы она привыкала.
Так вот, я говорю: «Ну, не получается у вас читать сразу все утренние и вечерние молитвы, сделайте так: читайте начальные молитвы, а все остальные пронумеруйте и по нечетным числам читайте молитвы с нечетными номерами, а по четным – с четными номерами. Получится в два раза короче, но за два дня все молитвы будут прочитаны. Держитесь какое-то время хотя бы этого правила. А потом у вас уже возникнет желание и потребность прочитывать все молитвы». Епископ Игнатий говорит: «За большим и непосильным правилом следует тотчас оставление всякого правила».
То же самое касается и детей: Трисвятое, «Отче наш», тропарь своему святому и, может быть, краткая Исповедь по лжи, эгоизме, чтобы был какой-то анализ, как прошел день, чтобы навык не потерялся. Я знаю, что христиане очень радуются Светлой Седмице, когда вместо утренних и вечерних молитв читаются пасхальные часы. Я спрашиваю: «Ну, хоть их-то вы читаете?» – «Ой, батюшка, читаем». – «А почему?» – «Да три минуты, и все».
И вот люди радуются, и это маленькое правило почти никто уже не оставляет. Епископ Феофан дает еще такой практический совет. Если что-то уже надоело (у нас ведь утренние и вечерние молитвы одни и те же), если наступает охлаждение, какая-то сухость, апатия, если вы чувствуете, что молитва как бы не идет, отложите молитвослов в сторону.
Сколько у вас занимает по времени вечерняя молитва? 15–20 минут? Встаньте перед иконами и молитесь эти 15–20 минут как хотите. Прочитайте Трисвятое, хотите – со вниманием двенадцать раз прочитайте «Отче наш». Знаете 50-й псалом наизусть? Прочитайте его несколько раз со вниманием. Хотите, прочитайте 90-й псалом, тропарь своему святому, Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся» какое-то количество раз...
У святителя Феофана есть такая интересная мысль: «Марфа скажет, что правило не исполнено, а Мария отойдет, как будто она припадала к ногам Иисуса». Нам дается свобода, потому что мы не рабы и не наемники. Мы должны быть сынами. И поэтому молитвослов является для нас поддержкой, как бы разогревом, чтобы мы могли перейти к внутренней молитве. Иногда человек не может прийти к внутренней молитве без этого разогрева, поэтому в духовной жизни всегда нужно экспериментировать, но самое главное – не стоять на одном месте.
Архимандрит Венедикт, покойный наш наместник, говорил: «Гайка духовной жизни должна не раскручиваться, а закручиваться». Вот ты водишь машину и с какой-то периодичностью проверяешь колеса, потому что они имеют тенденцию раскручиваться, иначе можно на большой скорости улететь в кювет. Так и в духовной жизни: если ты не идешь вперед, то непременно скатываешься назад. Нам нужно почувствовать радость молитвы, и когда мы ее почувствуем, нас уже будет тянуть молиться.
Страшные слова сказал преподобный Серафим Саровский: «В мире вся брань идет за две вещи: дьявол борется с людьми против молитвы и против целомудрия». Думаю, то, что идет борьба дьявола против целомудрия, в эфире комментировать излишне, потому что все и так все понимают – это немыслимый разврат в интернете и на телевидении, какого раньше никогда не было. А еще дьявол настраивает: «Делайте что угодно, только чтобы вы забыли о молитве».
Поэтому, дорогие братья и сестры, я призываю вас к тому, чтобы все мы дышали воздухом вечности, ведь молитва – это дыхание души. А святые отцы говорят нам, что внимание – душа молитвы. Там, где нет внимания, проникновения в произносимые слова, у молитвы нет души. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва.
Поэтому учитесь молиться своими словами, вникать в содержание слов. Узнавайте, что означают непонятные слова утренних и вечерних молитв, чтобы все понимать.
Поэтому давайте сегодня постараемся не пропустить вечерние молитвы. Если же кто-то захочет поэкспериментировать, помолитесь десять минут перед иконами только своими словами, и вы почувствуете, что «не по многом времени обрящете успех». Пусть Бог всем нам помогает научиться самому главному делу – молитве как собеседованию с Господом нашим, в Троице славимом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая


Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Протоиерей Владимир Волгин: Хотелось бы, чтобы та чистота, которая была у Иоакима и Анны, была присуща нам, христианам
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Протоиерей Владимир Волгин: Хотелось бы, чтобы та чистота, которая была у Иоакима и Анны, была присуща нам, христианам

  
Священник Андрей Лысевич: Не оказал милости, получишь по справедливости...
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Священник Андрей Лысевич: Не оказал милости, получишь по справедливости...

 
Священник Николай Катан: Нужно знать истинный смысл Крещения!
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Священник Николай Катан: Нужно знать истинный смысл Крещения!

 
Священник Александр Волохань: Все и во всем Христос! И даже на краю земли...
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Священник Александр Волохань: Все и во всем Христос! И даже на краю земли...


 

В сюжете: молитва

 

Просмотров: 233
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru