ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Апрель 2024 (14)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Публикации / Православная духовность | 27-08-2023, 19:11

Редакторские заметки: Как по-церковному, а как – нет

Проголосовать:
голосов: 0

















Часто слышу о молитве, которая произносится своими словами: «Но это же не по-церковному» или «Это же не церковная молитва».

Ошибка, выходящая из понимания некоторыми людьми духовной жизни как некоего шаблона, формальных правил, в том числе и обязательных, якобы установленных кем-то текстов, даже в личной жизни.

Много раз писал на эту тему, но она возникает в разных вопросах читателей вновь и вновь.

Первое, о чём напомню, что в личной жизни вообще и в молитвенной её части в частности нет и не может быть никаких единых, обязательных для всех правил. И Церковь таких правил никогда и нигде не устанавливала. Есть только разные мнения, опыт, традиции и образцы того, как мы можем молиться частным образом.

Второе. Церковное – это не только то, что написано на церковнославянском языке в молитвословах, богослужебных книгах или где-то ещё, но и то, чему учит Церковь в своём устном и письменном предании. То есть, как правильно понимать Бога и как к Нему идти. Если мы являемся православными христианами, знаем учение Церкви, понимаем к какому Богу мы обращаемся, то любая молитва, на любом языке, своими словами или по тексту, но от всего ума и сердца направленная ко Господу, – и есть церковная молитва.

Для примера можно привести молитву Иисусову, которую знает любой православный человек. Существует множество её вариантов – от двух слов: «Господи, помилуй» до самой полной версии: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй меня, грешного». Так как правильно и по-церковному?

Правильно, когда мы понимаем к Кому, как и зачем обращаемся. И так с любым текстом любого молитвословия. Вообще, любое молитвословие, обращённое ко Господу и Богу нашему Иисусу Христу, можно назвать Иисусовой молитвой. То есть направленной к Иисусу Христу. Кому как удобней и привычней, тот так и молится. Так же и с любой домашней молитвой или личным молитвенным правилом.

Есть церковная молитва как церковное, соборное богослужение в храме, где действительно применяются богослужебный устав, церковные книги и последования для единообразия и дисциплины, а есть личная, домашняя молитва, свои личные правила и предпочтения, основанные на многолетней церковной жизни и церковном опыте, которые подразумевают молитву и по молитвослову, и своими собственными словами. Всё индивидуально.

К сожалению, многие этого не понимают и, может быть, не находя хороших духовников или правильной литературы о духовной жизни, постоянно, на протяжении долгого времени, исполняя навязанные кем-то повсеместно используемые шаблоны «вычитывания» якобы обязательных текстов, впадают в уныние и разочарование, отчего в свою очередь идёт охлаждение и к молитве, а затем и вообще к Церкви.

Мне очень жаль, что так происходит. Но могу лишь повторить то, что говорю всегда. Если мы желаем научиться молиться, необходимо не просто читать какие-то тексты молитвословий, но через них осмысленно обращаться к Богу, а потом переходить и на свои слова.

Отношение к молитве у разных людей может быть разным. И это нормально. Об этом нам говорят жития, высказывания и личные правила святых и современных священников. Например, преподобный Серафим Саровский предлагал для своих чад частное молитвенное правило, называемое сейчас «Серафимово правило». Святитель Феофан Затворник рекомендовал в обязательном порядке включать в свои правила молитвы своими словами. Преподобный Макарий Египетский, когда его спрашивали как молиться, отвечал: «Довольно, если вы будете повторять от всего сердца: "Господи, как Тебе угодно и как знаешь, помилуй меня". Если же нападает искушение: "Господи, помоги"». Наш известный современник архимандрит Иоанн Крестьянкин предлагал своим чадам вообще не связывать себя никакими правилами, ибо они порождают только расстройство и уныние. «"Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, прости! Господи! Слава Тебе!" Вот сколько много тебе молитв сразу и на все случаи жизни», – наставлял он. Единственное обязательное правило для всех, кто желает молиться, – обращаться к Богу от всего ума и сердца с благодарностью, покаянием и прошениями. Это и есть молитва.


Диакон Олег Рыжков


 

В сюжете: Церковь молитва правило

 

Просмотров: 187
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru