Реплики Александра Ткаченко
Сила крещения… Как-то мы об этом не особенно задумываемся. Даже те, кто крестился в зрелом возрасте, как я, например. Но что же там происходит с человеком в крещении? Человек получает новую жизнь, вернее еще один шанс начать жизнь что называется «с нуля», но уже по новым правилам, и с пониманием, что отныне всё, что ты делаешь, делать нужно ради Бога и с Божьей помощью.
Помню, как на первой своей осознанной исповеди, я каялся в таком, о чем даже сейчас вспоминать страшно, и, утирая слезы и сопли, спросил у батюшки: «Неужели Бог может простить мне это?» Батюшка спокойно и серьезно ответил: «Да. Такова сила крещения».
С тех пор и засели у меня в голове эти слова. Сила крещения…
В Новом Завете на церковно-славянском языке Апостол Петр определяет крещение как «испрошение у Бога совести благи». То есть просьба к Богу обновить мою совесть, наполнить ее новыми, чистыми смыслами, чтобы у меня были ясные критерии доброго и злого, чтобы отныне, делая то и другое, я твердо знал, что именно я сейчас творю – добро, или зло. И неважно, когда человек получил от Бога эту новую жизнь с новой совестью, пусть даже это произошло на склоне дней. Моя мама, например, крестилась, когда ей было уже за пятьдесят. Но я могу засвидетельствовать – это действительно была новая ее жизнь, в которой очень многое разительным образом изменилось. Ведь не случайно Господь рассказал в притче о работниках, которые пришли на виноградник уже в конце дня, и хозяин дал им ту же плату, что и работавшим с утра. По самому большому счету, тут главное – произволение человека, желание начать эту новую жизнь во Христе. А уж сколько ее у тебя будет – несколько десятилетий, несколько лет, или несколько минут – это решает Сам Господь. Вот один поразивший меня случай подобного рода.
Как-то раз в разговоре со старцем Иоанном (Крестьянкиным) одна верующая женщина посетовала, что муж ее – известный артист, выходец с Кавказа, не крещен и даже не хочет креститься – он равнодушен к вере. Отец Иоанн успокоил её:
— Не печалься, еще крестится. Ты сама его окрестишь.
Женщина очень удивилась, и спросила:
— Как же я смогу окрестить его?
— Вот так и окрестишь!
— Но как же его назвать-то при крещении? Ведь он — кавказец, имя у него не православное.
— А назовешь его, как меня, Иваном! — сказал отец Иоанн и заторопился по своим делам.
Спустя много лет этот артист умирал в Париже. За несколько минут до смерти он сказал жене, что хочет окреститься. Звать священника было уже поздно, но жена знала, что в таких случаях умирающего может окрестить любой мирянин. Она лишь спросила мужа: «Как тебя назвать?» Он подумал и ответил: «Иваном».
Так был крещен Булат Шалвович Окуджава.
И я очень надеюсь, что Господь принял его в Свои обители, и даровал ему обновленную совесть, в одно мгновение уничтожив, стерев все нехорошее, что поэт совершил в своей жизни. Потому что такова сила крещения.
Александр Ткаченко
foma.ru