Братиям и сестрам, которые еще не начали поститься
Где-то совсем недалеко светлый Праздник Воскресения Христова. Мое слово обращено к тем людям, которые позабыли вступить в пост, не решились. Сказали себе — не в этот раз, потом.
Часто, вспоминая свои студенческие годы, я ловлю себя на мысли, что такие же слова я уже не раз слышал, сам говорил: «Потом!». Уже октябрь, а я еще не начал толком учиться. А ведь еще недавно, в августе, я обещал себе весьма твердо: «Все, в этот раз будет не так, как всегда! В этом году я начну прямо с первого сентября новую жизнь!». И не начинал. И было трудно.
А потом это случалось и во взрослой жизни (да что говорить — и сейчас случается нередко). И всякий раз я удивлялся самому себе: «Как же я мог опять пойти на поводу у своей слабости и не сделать, отложить, забыть, наплевать?».
У меня есть друг, с которым уже не раз мы разговаривали о вере и Церкви. Он слушает и со многим соглашается. Помню хорошо, как он почти решился пойти на исповедь и… не дошел.
—Что случилось? — спросил я его.
—Не знаю,— ответил он.— Стоял уже в очереди к священнику, а потом испугался и не пошел.
И это «не пошел» длится уже не первый год. А теперь и разговоры пропали. Может, на время? Может быть, кто знает…
У преподобного Никодима Святогорца в «Невидимой брани» читаем: «Тех, которые познали худость и бедственность жизни, которою живут, враг успевает удерживать в своей власти наибольшей частью следующим простым, но всесильным внушением: «После, после; завтра, завтра». И бедный грешник, прельщаясь тенью доброхотства, представляемого таким внушением, решает: «В самом деле завтра; ныне я покончу свое дело и потом с полнейшей беспопечительностью предам себя в руки благодати Божией и неуклонно потеку путем духовной жизни; ныне сделаю то и то, а завтра покаюсь». Сеть это вражеская, брате мой, которою он уловляет многих и премногих и держит в своих руках весь мир. Причина же, по которой эта сеть так удобно осечивает нас, есть наше нерадение и ослепление».
После, потом, завтра — это любимые и самые действенные ловушки лукавого. Ими он ловит в сети добрых и хороших людей, достигая того, чего не удается достичь более примитивными его уловками: искушением завистью, злобой, местью…
За очень короткое время, что мне довелось прожить в ограде церковной, я часто замечал странные совпадения. Вернее, странными они видятся тем, кто находится с другой стороны ограды, а вот внутри ее эти случайности таковыми уже не представляются.
Мои друзья говорят про свою родственницу:
— Она решилась-таки с нами пойти на Литургию! Даже вроде и исповедоваться собралась!
— Предупредите ее, что если что-то случится, кто-то позвонит, якобы срочное что-то потребуется,?— пусть не соглашается перенести поход в храм.
— А что может случиться?
— Всякое…
Назавтра созваниваемся — попала в больницу. И таких случаев десятки.
Помню, как сам привыкал ходить на Литургию… Утро, 5:50 на часах, звонит будильник. И такая одолевает лень, а в голове просто крик: «Не ходи! Куда попрешься-то? Смотри, за окном непогода… Один раз пропустишь, что — Бог тебя выгонит?». И бывало, что пропускал. Пока не уразумел уже опытным путем две вещи.
Первая связана с тем, что пришлось разобраться со словом «навык». Навык — это то, к чему ты навЫк, то есть привык, приспособил себя путем повторения. Можно сказать, это
привычка. Привычки бывают плохими, с ними нужно вести борьбу, но бывают и добрыми — их надо приобретать. Понуждать к тому, чтобы приобрести навык.
В Евангелии от Матфея читаем: Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). «Употребляющие усилие» и есть те, кто понуждает себя к приобретению добрых навыков, добрых привычек… Разобравшись с навыканием, я стал чаще пробуждаться, нежели продолжать спать. Однако, бывало, и спал.
Второе, что пришло опытно,— понимание того, что если ты не умер и в сознании, то просто надо встать и идти. И глупые слова в голове утихнут. Только надо встать сразу, не через пять минут, не через полчаса…
«Ничем другим, как нерадением и ослеплением, нельзя объяснить того, что в таком важном деле, от которого зависит все наше спасение и вся слава Божия, мы не беремся тотчас за самое простое и легкое, чтоб с полною решимостью и энергией сказать себе: «Сейчас! Сейчас начну духовную жизнь, а не после; ныне покаюсь, а не завтра. «Ныне», «сейчас» в моих руках, а «завтра» и «после» в руках Божиих. Но если и благоугодно будет Господу дать мне «завтра» и «после», могу ли я быть уверенным, что и завтра найдет на меня это благое и понудительное помышление об исправлении жизни?» К тому же, что за бессмыслие говорить, например, когда предлагается верное средство от болезни: «Погоди, дай еще поболею немного»? А отлагающий дело спасения совершенно походит на такого»,— это тоже преподобный Никодим Святогорец.
Второе правило действенно во всех вопросах духовной жизни: в совершении молитвенного правила, в частоте исповеди, в посте.
Пост. Помню, как первый раз мои друзья постились в Святую Четыредесятницу. В день Воскресения Христова позвонили мне и, поздравив, восхищенно признались:
—Никогда не думали, что простые куриные яйца, вареные яйца, могут быть такими вкусными даже без соли! Это невероятно!
—Ну, какие же они «простые»? Они пасхальные!..
Да, разумеется, постимся мы не для того, чтобы почувствовать в очередной раз настоящий вкус пищи. Цель поста вовсе иная. Но даже в таких мелочах Милостивый Господь подает нам утешения и радости. Чего уж говорить о радости духовной…
Своих близких знакомых спрашиваю:
—Как пост?
—Да вот, после первой недели сорвались — и все…
—А что так? Ведь уже неделя четвертая?
—Ну, все равно уже…
Вот он, лукавый. Снова его любимое — «потом»… Увы, многие попадают на крючок, как пескарики подсекаются лживыми увещеваниями: «Да уже смысла нет, уже поздно… В следующий раз попостишься».
Одна моя знакомая ходила со мной все первые четыре дня в храм на Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Понравилось. Говорит:
—Надо в субботу сходить на исповедь и в воскресенье причаститься, а то давно не была…
—Надо, тем более что храм у тебя рядом с домом. Ты только не откладывай и не переноси. Никого не слушай и не изменяй планов, хорошо?
—Да.
Четвертая неделя пошла, а она еще не дошла.
—Что так?
—Не знаю… Вначале не собралась, а теперь уже и не знаю.
Вспомним снова преподобного Никодима: «…если и благоугодно будет Господу дать мне завтра и после, могу ли я быть уверенным, что и завтра найдет на меня это благое и понудительное помышление об исправлении жизни?»
Завтра, может, и наступит для тебя, что вовсе не обязательно, а вот помышления благого уже может и не быть. Вот почему так важно беречь такое помышление сегодня, пока оно есть. И пока нет навыка. Конечно, и потом добрые помышления ко спасению надо беречь
и внимать им, но тогда поможет еще и приобретенный навык к деланию. А пока навыка нет, воля лежит и подняться не в состоянии, это помышление как бесценное лекарство требуется срочно принимать, превращать в делание. И так каждый раз.
Не думайте, что поститься уже поздно, раз половина поста уже прошла, а вы так и не вступили на поприще постовое или сорвались в первые дни. Вспомните — это о нас говорится в тропаре: «Тяготы и зноя дневнаго не понесох, но с наемники единонадесятого часа сопричти мя, Боже, и спаси мя».
Начавший подвизаться в середине поста и даже в конце его тоже получит от Господа нетленные награды, как и те, кто приступил к посту с самого начала. Прошу вас, начните. Начните, пока время еще есть. И уже скоро мы все вместе будем славить Господа Иисуса Христа и Его Воскресение.
Дмитрий Филин
pravmir.ru