Радость и счастье, — очень близкие понятия. Только радость, как чувство души, более понятна нам. Например, работа, если она в радость, уже — не работа, а радость творчества. Напротив, свобода, если она без радости, уже — не свобода, а бессмыслица, насмешка над свободою. Легко и удобно то, что делается с радостью, тогда и само делание доставляет удовольствие. И даже утомление от любимого творчества — как награда.
В радость человеку то, что он любит, что ему нравится. В радость — стремиться к желаемому, достигать его, намечать новые цели. И хорошо, если согревает человека завтрашняя радость, которая должна быть у каждого из нас. Завтрашняя радость — связующее звено между надеждой и счастьем. Надежда же «есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища», — говорит преподобный Иоанн Лествичник.
«Нам необходима надежда на будущее, без которой не может стоять настоящее временное. Уничтожьте надежду — и все человеческое оцепенеет в человечестве. Уничтожьте надежду — и все искусства и добродетели упразднятся. Уничтожьте надежду — и все погибнет. Станет ли дитя учиться, если не будет питать себя надеждою на плоды учения? Что заставит мореплавателя вверить корабль морю, если не будет манить его выгода и надежная пристань?» — пишет святитель Григорий Богослов.
Так сегодня, многие из нас, с Божией помощью, переплыли море поста и вошли с радостью в пристань Воскресения. Христос Воскресе! В эти светлые дни верные приобщились необычной радости — радости небесной, которая есть действие Божией благодати. Своим Воскресением Господь даровал людям Божественный мир, вечнотекущий источник духовной радости.
Этой радостью был преисполнен преподобный Серафим Саровский. Словами «Радость моя!» встречал он всех приходящих к нему. По свидетельству очевидцев, духовная радость проникала отца Серафима настолько, что его никогда не видели печальным или унывающим, и это радостное настроение духа он старался передать и другим.
Христово Воскресение стало для него жизнью и той удивительною, неиссякаемою радостью, которую изливали на мир первые христиане, видевшие своими глазами Воскресшего Христа. Эта пасхальная радость есть средоточие божественных наслаждений, эта радость совершенная.
Но и радости земные, столь нужные нам, имеют свой источник в Божией благости. Любимое дело, настоящая дружба, поиск своей половинки, верность ей, создание семьи.
Радость есть истинное состояние человека, все зависит только от нашего свободного выбора. Человек ведь и призван к тому, чтобы наполнять свою жизнь радостью, а если в стремлении к этому будет его счастье, то и счастье ему обеспечено: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).
Андрей Микрюков
protoinfo.ru