1 июня мы отметили первую годовщину успения блаженной памяти старца Моисея Святогорца, который долгие годы провел в борьбе с серьезными заболеваниями. Тем не менее эти испытания он обратил в бесценный духовный опыт, которым впоследствии делился со своими ближними. Чтя его преподобную память, мы публикуем первую часть его известной речи, которая как раз и посвящена христианскому подходу к болезням.
Рак и страх смерти
Я хотел бы искренне и от всего сердца поблагодарить организационный комитет этой важнейшей научной конференции за столь почетное приглашение стать главным оратором сегодняшней церемонии открытия.
Любая болезнь, в особенности длительная и представляющая угрозу для жизни, часто является непонятной и нежелательной, становится потрясением, приносит беспокойство, волнение, страх и скорбь. Главным образом, сегодня, в современную эпоху, в обществе гиперпотребления, в мире, полном комфорта, неугасимой жажды наслаждений, удовлетворения материальных благ и поиска легких решений, различных “обезболевающих”, великое таинство боли становится неудачей, несчастьем, наказанием, проклятием, и мы подходим к нему лишь со страхом и ужасом. А порой и с огромным недоумением, множеством сложнейших вопросов и сомнений. Даже ум мудрого человека мучается размышлениями и думами, из-за чего боль его усиливается, вместо того чтобы уменьшиться: “потому что во многой мудрости много печали” [1].
Выходом из этой ситуации становится духовный путь, христианская вера, православная традиция. Евангелие освещает общечеловеческую драму, не оставляя человека в одиночестве, отчужденности и отчаянии. Святой Иоанн Златоуст характерно подчеркивает: “Нет человека, который, проводя эту изменчивую жизнь, был бы без горестей; если не сегодня, то завтра, если не завтра, то после, горести приходят. Как невозможно человеку не испытать смерти, так и – прожить без скорбей” [2].
Для многих остается непонятным, является ли боль злом сама по себе или же последствием зла, и какова связь между ними. Согласно православному богословию, зло, тление и смерть пришли в нашу жизнь после грехопадения первых людей [3]. Изобретателем и создателем зла, боли, греха, тления и смерти является не Бог – Всеблагой, Многоблагоутробный, Воплощение благости – но дьявол. Конечно, определенная доля вины и ответственности лежит и на человеке, который по своей свободной воле ослушался Божественного приказа, тем самым уменьшив свою любовь к Богу, и согрешил.
Болезнь не является, как некоторые полагают, наказанием разгневанного, раздраженного, карающего и мстительного Бога, посылаемым согрешившему. Ведь мы знаем и больных святых. Существует некий ошибочный взгляд, что Бог посылает лишь дары, богатство, здоровье, долголетие и безоблачное счастье. Даже для христиан перипетии, испытания, искушения, болезни и страдания являются соблазном. Имеет место и закладываемая в нас неправильная установка, что в жизни мы всегда будем первыми, не испытаем волнений, трудностей, страданий, несчастий и даже каким-то образом – это мы говорим тихим голосом – не умрем. Но спустившись на землю, став объективными реалистами, мы должны признать, что неудачи все же преобладают в нашей жизни. И мы оказываемся совершенно неготовыми к этим поучительным моментам, которые, если мы воспользуемся ими, смогут даровать нам духовное взросление и душевное совершенствование.
К сожалению, наша эпоха, столь развитая технически, вместе с комфортом и удобством, приносит человеку многие психические и духовные недуги. XX век характеризуется как век психиатров, поскольку в этот период существенное развитие получили психические заболевания. Однако и телесные недуги не оставляют пустыми больничные койки. Страдание не закрывает за собой дверей. Человеческая алчность и нечестие загрязнили
природу, окружающую нас среду, которая теперь жестоко мстит, загрязняя загрязнившего ее. Медицинская наука, несмотря на свой внушительный прогресс и великие достижения, не смогла полностью изгнать из человеческой жизни боль и помешать преждевременной смерти стольких наших ближних, в том числе и детей.
Ссылки:
1. Еккл. 1,18
2. PatrologiaGraecaТ.62, С. 604.
3. Быт. 3, 5-7.
Продолжение следует…
Перевод с новогреческого: редакция интарнет-издания “Пемптусия”.