Почему христианство, в котором существует понятие Божьего суда, одним из грехов называет осуждение человека человеком? Чем же суд Божий отличается от суда человеческого, и почему осуждение больше всего вредит самому осуждающему, – размышляет протоиерей Константин Камышанов.
Хороший человек – это тот, кто не убил, не украл, не блудник и не пьяница. Кто понял, что жизнь с Богом – хорошо, а формула счастья – Господни заповеди. Такой человек и сам знает, что он неплох. Знает, что грехи его простительные и самые обычные – осуждение и холодность к Богу.
Бог многими дарами обогатил человека. Но многие дары решил придержать, не давать человеку до поры до времени. Ум дан человеку при сотворении. Возможность видеть и творить зло человек взял себе сам. Право видеть зло, судить его и находить ему место Бог оставил себе.
Пользуясь умом и умением различать добро и зло, мы спасаемся от гибели. Мы видим дурного человека и знаем, что может убить или заразить душу, и уклоняемся. Без этого нельзя – вырежут, как скот.
Наш ум – нам друг, потому что он нас делает свободными. Поэтому для злых людей наш ум – противник, подчинив который, они могут подчинить нас не задорого. И за наш ум сражаются Бог и враги.
Наша душа нарасхват у черта, людей и Бога. Нам нужно быть очень внимательным к тому, к кому мы отсылаем нашу душу.
Люди из сект заклинают человека оставить свой ум, свои чувства и в итоге уничтожить себя как личность. Но Богу угодно, чтобы мы использовали Его дары и не выбрасывали их в карман гуру. Взамен одураченному человеку предлагается радость безумного существования.
Дьявол нам подсовывает свою пьяную радость существования без любви.
И только Бог дает радость, питающуюся умом и любовью.
Человек все время делает выбор внутри себя и снаружи. Его внутренний навигатор все время включен и прокладывает ему путь среди мира людей. Но есть одна черта, за которую нельзя заходить нашему GPS – границы полномочий Бога, главная из которых – Его окончательные суды.
Почему же осуждение грех?
Человек думает и взвешивает, как маленький бог на маленьком страшном суде. Но в нас нет полного знания и полной благости, и поэтому суд наш неправеден.
Только Бог благ. Только Он судит честно и с любовью. А человек пристрастен и зол, поэтому суд его мерзок.
В осуждении грешит не только ум и неполнота информации. Ум должен быть уравновешен противовесом сердца.
Ум – инструмент или машина. Его направление и результат зависят от той цели, которую ему дало сердце. Сердце, сущее в злобе, творит осуждение. Сердце полное любви вообще не творит суда. То, что делает сердце, не имеет слова в русском языке. Это и суд и что-то большее.
В злом сердце человек унижает человека, которого осуждает. Глумится над ним, калечит его образ, низводит до животных образов, грязнит и убивает.
Те, кто осуждает, совершают преступление. Как и всякое преступление, оно имеет самонаказание. Осуждение – полная противоположность любви. Она полностью закрывает сердце для благодати.
Можем ли мы себе позволить такую роскошь? Может быть, мы слишком счастливы, если в качестве десерта допускаем попробовать немного страданий и горя? Неужели нам нужны лишние страдания?
Человек везде ищет радость и благодать. Грех имеет свою радость. Она на секунду оживляет и бодрит, а затем помрачает душу на дни и недели. Человек наказывает себя мраком души, маленьким концом света. Он, ища радости, напивается не Божией благодатью, а собственным суррогатом утешения. Человек в безумии меняет Божие утешение на свое.
И сердце гаснет. Сердце задыхается. Душе душно. Ум омрачается. Очень неприятное состояние. И очень знакомое. Так живут люди – страдая там, где изобилие счастья.
Да тех, кто умеет любить, очень важно, чтобы горело сердце. Те, кто любит Бога, знают, что с Ним на сердце – свет, божественная нежность, тишина, покой и радость. Такой человек боится задуть свечу своего сердца. Он избегает осуждения не потому, что не видит беспорядок, а потому, что считает, что безобразия нужно исправлять, не угашая сердца.
Но Бога любят единицы. Остальные Богу работают, боятся Его или ненавидят.
Про злых людей и писать не хочу. Бог им судья. А для тех, кто работает Богу или боится Его, скажу, что осуждение, зависть, злословие, ненависть или упрямство крайне НЕВЫГОДНО. С ними одни убытки.
Позавидовал или осудил – и вместо благодати завалил сердце камнями. А в занятое сердце не может войти Святой Дух. Когда не входит любовь и свет, тогда входит зло и темнота.
Деньги, имущество, здоровье, таланты, сила – все имеет смысл тогда, когда приносят радость. В итоге единственная ценность – наше ощущение благодати. Но если сердце завалено чугунными шарами, оно не может принять, ни купленную радость, ни пьяную радость, ни радость занятия спортом, или отдыхом.
Зло обесценивает все наши капиталы. Приносит убытки, измеряемые в деньгах. Ведь чтобы восстановить радость жизни, нужно тратиться на подорванное злобой здоровье, на релакс, на отдых, на покупку дорогих вещей. Потому что дешевые вещи не сильно-то и радуют.
Для тех, кто боится Бога, новости еще хуже. Заменив суды Бога на свои и заменив свою волю на волю Бога, человек изгоняет Господа из себя полностью. Такой человек сам приводит себя в горе и растерзание свом страстям. Вместо Господина Бога приходит господин бес. Это очень жестокий господин и замена не равнозначная.
Искать своего – значит страдать. Это парадоксально, но чем больше себе нагребаешь, тем мрачнее на душе. Тем тревожней и тем злей сердце.
Искать своего вместо Божьего – настоящее безумие. Никто не пьют воду из помойной ямы. Никто не есть тухлую еду. Но почти все хорошие люди меняют Божий свет на свою дурь и удивляются плохому самочувствию, болезни, несчастью, тяжести.
Неужели осуждение, зависть, упертость, злость – это то, чего нам очень срочно не хватает?
Когда мы ищем своего, то страдаем, а Богу нас жалко. Он все время пытается нас отвлечь от ненужных страданий благодатью. Которую пора заметить.
Может быть, любить и быть любимым все-таки лучше? Может быть, Бога неплохо любить, ведь Он отвечает взаимностью? Мне кажется, что есть смысл позволить себе любить и прожить жизнь полную света.
pravmir.ru