Александр Ткаченко о добре и жизни
Джордж Льюис Стивенсон однажды сказал: «Суди о прошедшем дне не по собранному урожаю, а по семенам, которые ты посеял».
Очень мудрая мысль, на мой взгляд.
Таким образом, ты, условно говоря, оцениваешь не сиюминутную свою прибыль, а то, насколько ты вложился в перспективу, в будущее. Например, если сегодня у меня растут четверо детей, это вовсе не повод умильно глядя на них восхищаться собственной многодетностью. Настоящий результат моего прошедшего дня будет вовсе не в самом факте многодетности. Судить о качестве моего отцовства следует по тому, что именно я закладываю в моих детей сегодня, сколько сил трачу на общение с ними, чему их учу, от чего предостерегаю… Это и есть они – те самые семена, про которые говорит Стивенсон. Моя жизнь наполнена реальным содержанием лишь в том случае, если я сегодня делаю что-то доброе ради будущего. Даже если сам не надеюсь увидеть результаты своего сегодняшнего труда. Примерно ту же мысль, что и у Стивенсона, русский народ отлил в чеканной форме: «Помирать собираешься, а пшеничку – сей». Такой подход не дает закоснеть в нынешнем дне, прогоняет уныние в тяжкие времена и не позволяет почить на лаврах в период успеха. Потому что посеянные семена всегда будут устремлять смысл твоей жизни в будущее – туда, где все не так, как сегодня. Ведь жизнь постоянно меняется. И от того, что ты посеял в юности, зависят твои зрелые годы, а от семян посеянных в зрелости, зависит твоя старость. Священное писание также говорит об этом принципе, но в придачу – еще и описывает соотношение нынешних вложений и будущей прибыли: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Правда, речь в этом месте идет о милостыне. Но разве любовь – не милостыня? Разве забота, участие в чужой беде, да и просто – доброе слово сказанное человеку в трудную минуту – не милостыня?
Вот эти семена добра, посеянные нами в земной нашей жизни, в конечном счете, и определят нашу судьбу в жизни вечной. Потому что и сам человек, по сути, призван Богом пройти по этой жизни путем зерна. Вот как говорит об этом апостол Павел: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное». И действительно — что есть христианская жизнь, как не такое сеяние, не употребление дня нынешнего для приобретения благой вечности? Только вот семена для этого нужно подбирать очень тщательно уже сегодня. Чтобы не попалась среди них сорная трава, способная забить собой весь будущий урожай. «Суди о прошедшем дне по семенам, которые ты посеял». Это значит – уже сегодня мне нужно самому судить себя по моим делам. И обнаружив сорняки, выкорчевывать их немедленным покаянием. Не дожидаясь, пока Господь даст оценку этому моему урожаю на Своем Суде.