Мы, верующие люди, говорим: христианство – это свобода. А неверующие говорят на это: ваша Церковь лишает вас свободной воли, делает выбор за вас, пугает вас адом и превращает в рабов.
Вроде бы, вполне логичная и обоснованная претензия. Но только на первый взгляд, от которого ускользает такое базовое понятие в христианском вероучении, как – грех. Потому что в рабов нас превращают наши грехи и страсти. И чтобы в этом убедиться, совсем необязательно быть верующим. Это знает любой человек, например, пытавшийся бросить курить.
Ну ведь простая, казалось бы вещь – решил, что это вредно, захотел бросить – брось. Ум принял решение, воля его исполнила. Казалось бы – чего проще. Но это лишь теоретически. А на практике оказывается, что бросить курить удается совсем немногим даже из тех, кто абсолютно точно знает, что курение убивает его, и хотел бы избавиться от этой вредной привычки. Остальные же, продолжают курить всю оставшуюся жизнь, осознавая, что каждая выкуренная сигарета делает ее все короче и короче.
Разве это не рабство – делать то, что считаешь недолжным, неправильным? Служить собственному греху, зная, что это грех, ненавидя его, но все же продолжая совершать этот грех снова и снова – вот где настоящее рабство.
Есть у меня старый друг, еще со школьных времен. Умный, красивый мужик, карьеру хорошую сделал, сейчас служит управляющим в крупной компании. Жена-солнышко, дети золотые, любит их безумно. Все, вроде бы, прекрасно, жизнь удалась. Но есть у него в жизни одна странность – периодически напивается в хлам, и отправляется блудить с продажными девицами. После проспится, придет в себя и начинает горевать. Корит себя за сделанное, мается, переживает… Потом проходит время, он опять напивается и вся история идет на новый круг – водка, блуд, горечь раскаяния. Вот и кем его, такого, считать: свободным человеком? или рабом? По-моему, это и есть – преддверие ада, где человек помимо своей воли влечется к тому, что причиняет ему страдание.
Святитель Феофан Затворник писал, что посмертные испытания духовного состояния души – мытарства – возможно, будут заключаться вовсе не в насильственном истязании грешников. Бесы могут просто представить душе в красочном и привлекательном виде те виды греха, к которым душа приобрела в земной жизни страстное влечение. И бедная душа сама, по собственному влечению останется на этом мытарстве, вместо того, чтобы идти к Богу. Чему ты раб, на том и застрянешь.
Христианство же уничтожает это рабство, указывает человеку, как снова сделать свою волю свободной от страстей и дает силы не грешить там, где ты сам хотел бы остаться чистым.
Это и есть – свобода верующего человека.
Александр Ткаченко