Как избавиться от вредных привычек, советует духовник Киевских духовних школ, архимандрит Маркелл (Павук).
– Отче, что является вредной привычкой?
– Вредная привычка – это укоренившееся действие, причиняющее человеку и окружающим определенный вред. Существует множество вредных привычек, таких как курение, матерщина, обман, ложь, лень, самолюбование, нецеломудренные действия, пристрастие к интернету и другое.
– Какие из них являются самыми пагубными?
– Сложно сказать, какая привычка самая губительная. Как правило, подобные привычки расцветают пышным букетом. Где курение и выпивка, там и матерщина, а где матерщина, там и развратные действия, и так далее. Однако питательной средой для развития этих пагубных привычек являются глубоко укоренившиеся в сердце страсти гнева и самолюбия. Невозможно себе представить, чтобы человек кроткий (тихий) и любвеобильный употреблял нецензурные слова, курил, постоянно обманывал и развратничал. Тот, кто стяжал в своем сердце смирение, кротость и стремится к высшей христианской добродетели –любви, никогда не будет совершать ничего подобного.
– Как принять решение освободиться от них?
– От вредных привычек человек начинает освобождаться в трех случаях.
Во-первых, когда его здоровью угрожает серьезная опасность и он находится на грани между жизнью и смертью. Такое бывает, когда человеку ставят тяжелый диагноз и врач говорит: «Если вы будете продолжать пить и курить, то проживете максимум полгода, а будете вести здоровый образ жизни, то доживете до глубокой старости». Естественно, что в большинстве случаев человек выбирает второе. Всем хочется жить долго и счастливо.
Во-вторых, когда сердца человеческого касается всесильная благодать Божия. Это может произойти после тяжелого жизненного кризиса и глубокого раскаяния в собственных грехах. Так от своих вредных привычек освободилась преподобная Мария Египетская, преподобный Силуан Афонский и другие святые.
Изменение к лучшему также может начаться по молитве близких и неравнодушных к нам людей. Очень хорошо такой случай описывает А. П. Чехов в рассказе «Нищий». Когда рядом нет переживающих за нас людей, то сложно себя понудить на что-то хорошее.
Тем не менее подходящие ситуации могут и не возникнуть, пока сам человек не начнет искать и укрепляться в вере в Бога. Господь спасает нас не без нас. Даже при угрожающей серьезной опасности человек, не имеющий веры и страха Божия, живет по принципу, который сформулировал в своей «Исповеди» Блаженный Августин: «Дай мне, Господи, целомудрие, но только не сейчас!» Ему не хватает мужества и решимости начать новую жизнь.
– Как начать приобретать привычки, противоположные злым?
– Как уже было сказано, в первую очередь важно укреплять себя в вере. Для этого нужно не лениться читать утренние и вечерние молитвы, приучаться к посту, в воскресные и праздничные дни стараться приходить в храм Божий, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. С молитвой и покаянием в душу входит благодать Божия, а с ней в сердце человека находят для себя место добродетели терпения, милосердия, кротости, любви, которые вместо табачного дыма облекают душу и тело человека нетварным Божественным светом, вместо матерщины из уст рождают слова, носящие в себе мудрость и радость, вместо всегдашней лжи появляется решимость постоять за правду даже до смерти, вместо лени возникает настроенность на самоотверженный труд без всякого тщеславия и гордыни, вместо разврата в сердце человека вселяется настоящая любовь.
– Бывают ли неважные мелочи в духовной жизни?
– Пока человек ведет праздную рассеянную жизнь, он считает, что для него все нипочем. Как говорят: «Пьяному море по колено». Когда сердца человека касается благодать Божия, тогда он старается проводить жизнь внимательную, чтобы ничем не оскорбить Господа. Но поскольку лишь Ангелы не падают, а мы, люди, постоянно склоняемся ко греху, то в случае даже малейшего поползновения в сторону соблазна возникает желание не копить в себе грязь, а сразу очистить её покаянием. Таким образом, в духовной жизни нет мелочей. Ведь сказано, что даже за каждое праздное слово мы дадим ответ перед Господом в день суда (см. Мф. 12:36).
Беседовала Наталья Горошкова