Проголосовать: | голосов: 2 |
Привычки и вечность
После проведенного в очередной раз в это лето в алтайской тайге отпуска как-то особенно остро почувствовалось неудобство зависимости от некоторых приобретенных за многие годы привычек (смотреть новости по ТВ, пить кофе по утрам и т. д.) и захотелось порассуждать на эту тему.
У любого человека есть свои привычки. Иногда эти привычки складываются под давлением каких-то обстоятельств, иногда мы приобретаем их специально для улучшения каких-то профессиональных качеств, многие нам прививают с самого раннего детства, в любом случае, привычки (по-другому, навыки) – это дело наживное, а не врожденное. Потому и привычки или навыки, что мы привыкаем, навыкаем к чему-то.
И мало кто задумывается о том, что наши приобретенные привычки влияют не только на нашу жизнь, здоровье – и телесное, и духовное, – характер, отношения с людьми, но и на наше будущее, и самое главное, на состояние после смерти нашего бренного тела, то есть в перспективе – вечной жизни.
Апостол Павел в своих посланиях говорит о том, что все нам позволено, но не все полезно, а также что ничто не должно обладать нами. По-другому, мы не должны ни от чего зависеть. В том числе и от наших земных привязанностей. Почему?
Пример из моего таежного отпуска. Не всегда в тайге есть возможность выпить утром чашечку кофе или вечером посмотреть новости. Казалось бы, какая мелочь, тоже мне беда. Но даже такие мелочи, вошедшие в привычку и ставшие определенной зависимостью, могут вывести человека из равновесия, заставить нервничать, чувствовать себя неуютно, впасть в уныние и стать на какое-то время несносным для окружающих. Через пару дней все приходит в порядок и неудобство отсутствия некоторых атрибутов городской жизни становятся преимуществом тишины и созерцания Божией красоты... Но!
Есть повод задуматься и вспомнить некоторых святых отцов, которые говорят о том, что наша душа переходит в мир иной со всеми навыками, привычками, зависимостями (страстями), приобретенными в земной жизни, и там от этих привычек и навыков избавиться невозможно по причине отсутствия тела и воли. Что приобрел, с тем и жить будешь в вечности. Но беда еще и в том, что не только избавиться, но и удовлетворить эти приобретенные привычки и страсти будет нечем и негде. Так что отсутствие таких мелочей, как чашечка кофе и телевизионные новости, могут обернуться совсем не мелочными последствиями для бессмертной человеческой души, а именно, неутихающим и все более распаляющимся огнем неутолимых желаний, а значит раздражения, злобы, отчаяния и безысходности. Вот почему апостол Павел предупреждает нас об опасности зависимости от привычек и земных привязанностей.
И теперь зададим себе вопрос, а что же будет с нами, если мы приобрели навыки намного более страшные, чем зависимость от новостей и кофе? Если мы всю свою земную жизнь привыкали сквернословить, блудить, пьянствовать, курить, колоться всякой гадостью, воровать, убивать своих детей в своей утробе абортами, обжираться без меры, злобствовать и жлобствовать, гневиться, истерить, осуждать, проклинать, сплетничать, собирать земные богатства, жить в роскоши и плотских удовольствиях и т. д.? Что будет с нами такими в вечности, если мы даже не пытались от всего этого багажа избавиться, а наоборот, таскали его за собой, умножая и лелея, бегая от Бога и Церкви, как чумные?
Ответ дает Сам Бог через контекст всего Священного Писания. Невозможно, выбрав жизнь не по Божиим законам и без Бога, быть с Богом в Царствии Небесном, а значит в мире, любви и радости.
В этом и заключается Божий Суд – в свободном выборе каждого человека.
Есть разный выбор. И потому есть привычки, которые необходимо приобретать. Например, жить по-христиански, то есть воздерживаться от грехов и с Божией помощью бороться с ними, а значит молиться, ходить в храм, каяться и исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых, читать Священное Писание и православную духовную литературу, творить дела милосердия, учиться любить людей и все Божие – в общем, учиться жить с Богом. И этот выбор мы можем осуществить до самого последнего дня нашей земной жизни. Нужно только задуматься, очень задуматься, куда мы идем, чего мы хотим и в чем смысл нашей жизни с Богом или без Него.
Диакон Олег Рыжков
Твитнуть |