Мы уже и не замечаем, какими зловещими символами окружены. Выхожу в Прощеное Воскресение из Владимирского собора, а напротив в полнеба горящая реклама фильма. И называется он «Демоны». В пятницу, уже по выходе из Спас-Преображенского храма, наталкиваюсь на рекламу шоу с Киркоровым. Огромное «Я» и фамилия режиссера «Драгон», что в переводе означает «дракон». А что это за символ – к китайцу не ходи. Правда он у них торжествующий. На знаменах и повсюду. А у нас, всяк знает, – поверженный Георгием Победоносцем. В каждом храме найдешь его икону.
Моя знакомая старушка, расскажи я ей об этом, ответила бы: «А нечего по разным храмам ходить. Ходил бы в один – в два раза бы меньше гадостей увидел». И права была бы, благочестивая. Я бы, конечно, стал оправдываться: Опаздывал в свой приходской храм. Оттого и забежал в ближайший. Но при всех наших маршрутах сумма постоянно и повсюду обрушивающегося на нас, как теперь принято называть, «негатива» только увеличивается. И главный отравитель по-прежнему наше дорогое отечественное телевидение. Ничтожно мало фильмов и передач о высоких идеалах нашего народа, о судьбах простых людей, следовавших им.
Остается только удивляться тому, что в народе сохраняются нравственно здоровые люди. Их немало. Они на свой страх и риск (да и кошт) устраивают собрания, конференции. Обоснованно и с духовной, и научной сторон говорят о духовной катастрофе, все более и более усиливающейся. Посылают в высокие инстанции обращения, подписанные миллионами наших граждан, но те, от кого зависит исправление бедственной ситуации, их не слышат. Из года в год одни и те же борцы за народную нравственность рассказывают друг другу то, что каждый из них прекрасно знает. Положение лишь усугубляется. Центральные телевизионные каналы по-прежнему показывают спорящих и кричащих на всю страну некультурных злобных людей. Их не то, что на экран, а в общественный транспорт пускать нельзя. Так называемые, «ток-шоу»– площадка для политиков и политологов да еще для сплетен о жизни знаменитостей и бездушных граждан. Очень часто разрабатывается один сюжет. Говорят, что, по идее, он должен привлечь внимание к проблеме материнства и детства. Это истории бездушных гражданках, бросивших своих детей и сердобольных женщинах, брошенных детей усыновивших. В конце таких передач добрые теледеятели непременно устроят встречу детей, не знавших материнской ласки, и постаревших теток, кутивших и гулявших до старости, а потом вдруг ставших объектом внимания всей матушки России. При всех друматургически закрученных ходах, добивающихся прсевдокатарсиса: непонятных движений души, когда слезы утирают не только спровацированные участники шоу, но и бедолаги- телезрители, польза от таких передач нулевая. А, пожалуй, и отрицательная. Нам показывают спор двух женщин. Одна бросила ребенка, а в старости, от «проснувшихся материнских чувств», решила обрести кормильца. Другая, посвятившая всю жизнь его воспитанию, раздавлена новостью о том, что у нее хотят забрать ставшего ей родным человека. Участники передачи говорят невероятные вещи, доказывают правоту и той, и другой. Зритель запутан и смущен. «А может, и правда, нужно пожалеть старую забулдыгу. С кем не случается!».
И нам это подсовывают, чтобы окончательно убить нравственные ориентиры. Один литературовед даже сравнил подобную ситуацию с сюжетами античных трагедий. Чего только не было у них – у эллинов! И Медея своих детей убила из мести изменнику- мужу, и Эдип убил отца и женился на собственной матери. А мы, что хуже древних греков! У нас вон и мужики, убивают собственных чад и жен, и серийные убийцы заваливают трупами своих жертв окрестные парки, и извращенцы всех мастей, растлевают детей прямо в школьных аудиториях.
И все же, прежде подобные ужасы воспринимались, как величайшая трагедия, а нам эти кошмары преподносят, как щекочущую нервы бытовуху, или очередные новости. Перечисляют их в одном ряду через запятую: «Сгорел дом, разбился самолет, сослуживец расстрелял шестерых одновзводников, режиссер Звягинцев получил главный приз за фильм Левиафан».
Страшно оттого, что не предвидится конца деятельности фабрики замораживания сердец и оскотинивания народа.
Вот такие невеселые мысли приходят Великим Постом. Многие говорят:
- Это не наш грех . Мы-то что можем сделать?! От нас ничего не зависит. Злодеи, захватившие телевидение, игнорируют даже президента, и министра культуры, которые говорят об этой проблеме. А мы в своем «аще словом, аще делом, аще ведением или неведением» на общей исповеди покаялись. А в том, что живем в информационной и культурной помойке не наша вина.
Как же не наша! Как же нам не каяться! Ведь не голливудские дяди, а наши же сограждане участвуют в массовом убиении душ, а мы равнодушно, а, зачастую, с интересом смотрим душепагубные поделки, да еще и отмечаем степень таланта их производителей. Это творят наши отцы, братья и сестры, чьи-то дети или же просто знакомые или соседи. Дети отцов режиссеров хвастают тем, что их отцы знамениты, а отцы радуются успехам сыновей – вон премию получил за новый спектакль. А в спектакле этом и срамные сцены, и матерная брань, и откровенное богохульство.
Как же нам не каяться! Мы ведь единое тело Христово. (Правда, многие творцы всяческих похабств, не исповедуют христианской религии). Но те, кто называют себя православными… Кто, действительно , церковные люди. Ударили ли мы – члены тела Христова - по другим, гниющим членам: по хульным устам, изрыгающим словеса поносные, или по рукам, творящим неподобное. Кто из нас собрал народ, чтобы крикнуть начальникам поруганной культуры: «Не сметь награждать от имени державы хулиганов-развратителей!» Кто из родителей вытолкал взашей из школ пропагандистов от секс-просвета?!
Надо, надо нам каяться и проявлять гражданскую смелость и решительность. Господь спросит с нас за нашу лень и безответственность. Большинство современных людей робкие и несмелые. В гражданских акциях: на митинги и демонстрации ходят только по велению начальства.
Но не надо забывать: у нас есть могучее оружие - молитва. Давайте же молиться за негодяев, убивающих наши души. А молясь об умягчении злых сердец вздохнем о всех нас: «Господи, вразуми и помилуй нас, неразумных, возлюбивших безумные зрелища, убивающие душу и приведи духовных убийц, производящих их к покаянию, и обрати их усердие и таланты на доброе». Аминь!