Какие бывают духовные отцы
Идеальный.
Итак, какого духовного отца ты должен искать? Давай сначала определим его идеальный духовный облик. Описание такой личности можно найти в трудах преподобного Симеона Нового Богослова. Предъявляя к духовному отцу очень высокие требования, он писал: «Невозможно родиться свыше, то есть принять благодать Святого Духа тому, кто не имеет духовного отца, рожденного свыше. И как плотской отец рождает и детей плотских, так и отец духовный тех, которые желают быть чадами его, делает чадами духовными. Но тот, кто сам еще не родился, или родился, но еще дитя есть, то есть еще не достиг совершенства, тому как возможно быть отцом других?».
«Кто ищет духовного отца, − советует преподобный Симеон, − должен искать человека, который родился духовно и сознательно знает Бога и Отца своего, чтоб он родил духовно и его и сделал воистину сыном Божиим».
О высоких достоинствах наставника ты можешь прочесть в писаниях многих Святых Отцов. Значит ли это, что ты должен искать именно такого духовного отца?
Имей в виду: слова Святых Отцов о духовном совершенстве, которым должны обладать наставники, почти всегда относились к старцам, получавшим над своими учениками полную власть. Помни: старцы не просто руководят духовной жизнью своих пасомых, а почти в прямом смысле слова несут их на себе по пути спасения. Для этого, конечно, необходимо быть духовно совершенным.
* * *
Безусловно, нам всем хотелось бы иметь наставником только святого человека. Однако исходи из реальности и не предавайся мечтаниям. Выбирай из тех кандидатур, которые в действительности существуют рядом с тобой. Поэтому советую тебе не предъявлять завышенных требований к духовному отцу, которого ищешь.
Еще в XIX в. епископ Петр (Екатериновский) заметил: «Трудно ныне найти хорошего руководителя в духовной жизни». Исходя из этого, епископ Петр не требовал от духовного отца святости и по поводу его качеств писал: «Он должен быть человек благочестивый, рассудительный, довольно опытный, чтобы хотел и мог доставить пользу руководимому, своим расположением к нему умел приобрести его доверие. Если не находится такой руководитель, то надобно молить Бога, чтобы Он послал нам желаемого наставника»30.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) не советовал поспешно отдавать свою душу в полное послушание известным и неизвестным «старцам». Он считал, что великими достоинствами духовного наставника являются простота, неуклонное следование учению Церкви и отсутствие собственных идей в области духовной жизни. Посмотри внимательнее вокруг себя: не обладает ли такими качествами кто-нибудь из знакомых тебе священников? Если найдешь среди них подобного пастыря, прошу тебя, прежде чем избрать его своим наставником, узнай, есть ли у него еще одно необходимое духовнику качество. Спросишь, какое? «Отеческая любовь, которая является характерной чертой истинного духовного отца».
Прельщенный.
Тебе необходимо знать о том, что под благообразной внешностью духовного отца может скрываться лжепастырь.
Святитель Феофан предупреждал, что человек, почитаемый за старца, часто оказываете старцем «только по сединам. И это бывает или очевидно для всех, или очень не видно, глубоко скрыто под благовидною наружность Потому всегда есть опасность попасть вместо истинного руководителя на ложного и потерпеть потом вместо пользы − вред, вместо спасения − гибель».
Кто же такие лженаставники? Иногда это откровенные шарлатаны. Таковых тебе сильно опасаться не стоит. Каждый трезвомыслящий христианин быстро распознает их сущность. Сложнее дело обстоит тогда, когда лжепастырем является человек честный, но впадший в духовную прелесть.
Известный исследователь духовничества и старчества И. М. Концевич писал: «Современное духовничество родилось из древнего монастырского старчества и является его вторичной формой. Благодаря родственности этих двух явлений, духовничества и старчества, у многих малоопытных священников, знакомых с аскетической литературой только теоретически, всегда может явиться соблазн "превышения власти",− перехода грани духовничества, чтобы старчествовать, в то время, как они, в сущности, и не понимают, в чем состоит истинное старчествование. Это таит опасность причинить непоправимый вред душе опекаемого. Известны случаи даже самоубийства, как результат такого повреждения.
В лжестарчестве воля одного человека порабощается воле другого, вопреки указанию апостола Павла:Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7, 23), и сопряжено с чувством угнетения и подавленности, уныния или нездорового душевного пристрастия к "старцу". Истинное же благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, не лишает человека чувства радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а через нее воле Божией и опытно знает, что старец ему указывает лучший выход из создавшегося внешнего затруднения или предлагает лучшее врачевство от духовной болезни.
В то время как благодатный старец является проводником воли Божией, лжестарец заслоняет собою Бога».
Однажды архимандрит Епифаний (Феодоропулос) беседовал со своими духовными чадами. Разговор зашел о некоторых священнослужителях, которые стремились собрать вокруг себя паству, чтобы руководить ею. Отец Епифаний, сам будучи опытным и очень известным в Греции духовником, высказался об отдельных своих собратьях:
− Господь нас призывает следовать за Ним, а не рядом с Ним! Но как часто мы идем даже впереди Него!
Поверь: истинные пастыри никогда не стремятся к славе и власти над своими духовными чадами. Многие из них даже не хотят, чтобы их называли наставниками.
Афонского подвижника иеросхимонаха Илариона современные ему подвижники именовали «духовником духовников» и считали равным великим древним святым. Между тем сам авва Иларион отказывался от звания духовника. К нему приходило множество людей. Он всех принимал, но его наставления были похожи более на советы, чем на поучения старца ученикам.
Духовник, находящийся в состоянии прелести, вокруг себя собирает соответствующий контингент пасомых. Если ты решишься на то, чтобы какая-нибудь экзальтированная личность познакомила тебя со своим наставником, первым делом узнай, не соответствует ли дерево плоду. Подчас быстро сделать это не удается и можно потерять очень много времени, доискиваясь до истинной сущности пастыря. Волки в овечьих шкурах иной раз бывают неимоверно хитры в своем лукавстве. Будь осторожен!
Тебе, конечно, хорошо известно имя праведной Матроны. Эта великая праведница часто предостерегала обращавшихся к ней за наставлениями людей от общения с духовниками, которые впали в прелесть. Святая постоянно внушала своим посетителям: «Наступает время прелести. Многие впадут в нее через прельщающих их. Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный ответ». Одной из своих учениц праведная Матрона советовала: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-либо образ, икону. Не интересуйся священниками и их жизнью и не бегай, не ищи прозорливых или старцев. Мир лежит во зле и прелести, и прелесть − прельщение душ − будет явная, остерегайся».
* * *
Как распознать ложного наставника? Чем он отличается от истинного руководителя? Без ответов на эти вопросы твои поиски духовного отца могут превратиться в пустое или даже опасное занятие.
Святой праведный протоиерей Алексий Мечёв наставлял одну из своих прихожанок: «Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания и эти страдания влекут тебя к земле и ты не получаешь облегчения − берегись такого отца! Не пускай его в свою душу. Это волк в овечьей шкуре. Он готов под видом спасения погубить твою душу...
Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу − знай, это твой истинный духовный отец».
Расскажу тебе и о том, как учил распознавать лженаставников греческий подвижник старец Паисий Афонский.
Об одном из греческих духовников стала распространяться слава человека, имеющего благодать Святого Духа и обладающего даром прозорливости. Его духовные чада настоятельно рекомендовали всем своим знакомым обращаться за наставлениями только к нему.
Как-то раз одного из учеников старца Паисия спросили, какого он мнения об этом прославляемом духовнике. Не зная, что ответить на вопрос, ученик, в свою очередь, спросил мнение своего учителя. Однако старец Паисий уклонился от обсуждения деятельности известного духовника.
Через некоторое время ученику все же удалось уговорить старца высказаться по этому поводу. Он мотивировал свою настойчивость тем, что им движет не пустое любопытство, а желание помочь людям, ищущим себе наставника.
− Многие приходили сюда из тех, кто бывал у того иерея, − сказал старец Паисий. − Они говорили мне, что он укоряет согрешивших перед другими людьми, перед третьими выговаривает, что они сделали тот или другой грех. Это не есть действие Святого Духа, ибо Святой Дух не укоряет, но, поскольку Он есть любовь, всегда покрывает ошибки наши. Если же кто-то перед другими порицает согрешившего или говорит о человеке с пристрастием, знай, что он действует не от благодати Божией, но от другого духа, противоположного любви.
Запомни это ценное наставление старца Паисия. Оно поможет тебе распознавать лженаставников.
Приведу тебе еще один совет старца Паисия Афонского. Он говорил: «Доказательство истинности духовного состояния духовника − то, что он к самому себе очень строг, а к другим − весьма снисходителен и не использует, как правило, каноны Церкви против других!».
Вот примеры такого отношения к своим духовным чадам. Духовник Арзамасского Николаевского женского монастыря протоиерей Аврамий Некрасов отличался подвижнической жизнью. Даже будучи глубоким старцем, отягощенный болезнями, он всегда был очень воздержан в пище и строго соблюдал все посты. К своим же духовным чадам отец Аврамий был весьма снисходителен. В постные дни он позволял больным принимать калорийную пишу, но за это втайне налагал на себя еще большее воздержание.
Игумен Афонского монастыря Каракалл отец Кодрат был одним из самых опытных духовных наставников своего времени. Он всегда сопереживал страждущим и кающимся грешникам.
«То был настоящий рыбак... Умело улавливал души. Насколько строг он был в соблюдении монашеских правил, настолько же был мягок, когда принимал исповеди духовных чад. В голосе его были доброта, милосердие и глубокое сострадание. Он умягчал души, освобождал их от власти страстей, сокрушал препоны эгоизма. Он умел подбодрить кающегося, внушить ему желание открыться, сказать грехи свои, раскрыть сердце, скованное страхом и стыдом. Он утешал, обнадеживал и, самое главное, страдал вместе с кающимся. Наставление Апостола:Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12, 15) − было в основе его пастырских забот. Отец Кодрат оплакивал грехи других словно свои собственные. Он был отец. Он часто сугубо молился о кающихся, чтобы Бог утешил их, дал сил и твердости духа, чтобы укрепил для выполнение епитимьи. Иногда говорил в конце исповеди:
− Подойди, чадо мое, давай вместе преклоним колени и помолимся, чтобы Христос хранил тебя».
Из этих примеров ты можешь сделать вывод о том, что истинный духовный отец, не давая послаблений себе ни в чем, ведет свою паству по пути спасения, руководствуясь правилами любви, милосердия и сострадания. Прежде всего он заботится о духовном преуспеянии своих чад. Отнюдь не так действует лжепастырь. Какую цель преследует он?
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о наставниках, находящихся в прелести, писал: «Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностию, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню!»
Если у тебя появятся какие-то сомнения в духовной опытности избранного тобой наставника, лучше тебе не входить с ним в тесный контакт до наступления полной ясности. На пути спасения не надо ставить рискованных экспериментов. Они могут нанести непоправимый духовный ущерб.
Строгий.
Некоторым людям нужен очень строгий духовник. Подумай, не из их ли ты числа?
Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге «Лествица» приводит следующий случай. Однажды молодой человек попросил у старца Иоанна Савваита наставление. Подвижник, прозорливо увидев духовное состояние юноши, сказал:
− Непрестанно помни сие слово Господа:претерпевши до конца, той спасется (Мф. 24, 13). Иди и, если возможно, избери себе наставника о Господе суровейшего и строжайшего из всех людей и, укрепившись терпением, ежедневно пей от него поругание и уничижение, как мед и молоко.
Конечно, это будет удачей, если ты найдешь подобного прозорливца, который четко определит твое душевное устройство и твердо скажет, какого именно духовника ты должен искать. Однако подлинных прозорливцев очень мало. Строгих же духовников значительно больше. Одни из них суровы не в меру и не по разуму. Таких обходи стороной. Другие требовательны к своим духовным чадам только по одной причине: они понимают огромную ответственность наставника за душу своего ученика и, всем сердцем переживают за его спасение.
Греческий старец Георгий Карслидис «не старался приобрести много духовных чад. Не желал чести и славы и множества похвал. Когда видел, что не имеют желания сохранять слов его, тех посылал к другим духовникам. Деятельность духовника считал многотрудной, многоценной и ответственной и не был уступчивым в непозволительных снисхождениях. Предпочитал, пусть лучше скажут, что он странный, строгий, нечеловеколюбивый, злой или что иное, нежели преступить священные каноны Церкви. Справедливая строгость его увеличивалась, когда видел нераскаянность. Тогда старался представиться жестоким, чтобы хотя этим способом исправить жестокосердие исповедуемого. Много раз испытывал различными способами настойчивость и терпение пришедшего, чтобы лучше помочь ему в спасительном обращении. Всякие средства использовал блаженный старец, чтобы приобрести заблудших. Особенно огорчался, когда некоторые нарочно скрывали свои грехи, и недоумевал: почему? Чтобы приложить грех ко грехам своим? Тогда бывал, по дарованию своему, обличительным, обнародовал несуразность, так, чтобы смирился скрывающий лукавое. Он понимал немощь человеческой природы, но не ослабевал бороться с ложью, грехом и дерзостью. Епитимьи его не были столь строгими, как можно думать. Были по силам человека и имели целью более полное покаяние, действительное познание заблуждения, ощущение величины греха и удаленности от Бога».
Если ты решишь отдать себя под руководство строгого аскета-духовника, приготовься к испытаниям. Утешением в них да будет тебе уверенность, что его суровость направлена на твое благо и спасение твоей души.
Прежде чем принять кого-либо в свое духовное окормление, известный афонский подвижник старец Каллиник обычно строго испытывал просящего. Нелегко было стать его духовным чадом, требовалась немалая душевная стойкость.
Старец говорил очень мало. Послушания давал строго и точно. И если испытуемый не выполнял их надлежащим образом, то долго у старца не задерживался. Отец Каллиник говорил в таких случаях: «Встань и иди. Я не буду грешить из-за твоего непослушания».
Когда же он прозревал возможность исправления какой-либо души, то терпел необязательность человека, увещеваниями и примером выводя его на истинный путь. Многие желали быть его духовными чадами, многие приходили, но немногие остались под духовным водительством строгого аскета.
Истинный духовник прежде всего строг к себе, а потом уже к собственной пастве. Если увидишь духовника, делающего себе послабления и при этом сурово накладывающего епитимьи на других, знай: вряд ли его суровость будет тебе во спасение.
Любвеобильный.
Как ты полагаешь, что является самым большим дефицитом на земле? Продовольствие, деньги, лекарства, водные ресурсы, залежи ископаемых? Нет. Самый большой дефицит − это любовь людей друг к другу.
Нам всем недостает любви. Наверняка, и ты не исключение. Думаю, в мире не найдется человека, который считает, что окружен вниманием и любовью с избытком. Да, недостаток любви − это главная проблема человечества. Поэтому, когда христианин встречает любвеобильного духовника, он прилепляется к нему всем сердцем. Вот воспоминания К. Ивановой, духовной дочери святого праведного протоиерея Алексия Мечёва, о своем наставнике:
«Батюшка весь был любовь. Бывало, придешь к нему чем-нибудь расстроенная или с большим сокрушением о грехах, и, как войдешь в комнату, так и разрыдаешься. А он посмотрит на тебя ласково-ласково и спросит:
− Ну что с тобой, голубушка?
А ты и слова промолвить не можешь от слез и только еще сильнее разрыдаешься. Тогда батюшка подойдет к тебе, обнимет, прижмет к груди и начнет целовать твою голову, лоб и щеки, чтобы лаской заглушить горечь переживания. А глазами своими любящими хочет прочесть в твоей душе причину этой горести, сам же все спрашивает:
− Ну что с тобой, дорогая, скажи мне? Чувствуя такую сильную любовь, хочется
высказать батюшке все наболевшее, хочется раскрыть свою душу всю, как она есть, со всеми язвами. Но вместо этого только вздохнешь тяжело и, рыдая, прижмешься к батюшке да так и замрешь у него на груди. И батюшка тоже как бы замрет вместе с тобой, видно, в тот момент он молится. И сразу легко и радостно станет на душе, точно и горя у тебя не было. Взглянешь на батюшку веселыми глазами с благодарностью, он поймет тебя и скажет:
− Ну, теперь расскажи, что с тобой было?
Батюшка уже знал, что не стало твоего горя, что он тебя "разгрузил", и сам весь засияет от радости. Расскажешь ему все и, получив благословение и просфорочку, или яблоко, или листок духовный, или иконочку, летишь как на крыльях.
Он весь был любовь, и как бы ни устал, как бы ни торопился, всегда находил время ободрить и утешить приходящих к нему».
Кто из нас не желает иметь такого духовника, как праведный протоиерей Алексий? Ведь подобные ему пастыри — это воплощение любви, к которой так сильно стремится душа всякого человека. Достигнув праведности, они щедро делятся своей любовью и орошают ее живительной росой наши иссохшие сердца.
Послушай рассказ о прославленном афонском духовнике иеромонахе Савве. «Богоносная душа отца Саввы трепетала от безграничной любви ко всем христианам. Каждый приходивший был человеком, за которого Христос, движимый безграничной любовью, пролил Кровь Свою. Любовь была силой, руководившей душой духовника.
Он не жалел ничего, когда нужно было спасать заблудших, растерявшихся, израненных, ослабевших, больных овец Христовых от волков и разбойников. В сердце духовника пребывали напечатленными слова библейские:Заблудившее обращу, и сокрушенное обяжу, и немощное укреплю (Иез. 34,16).
Отец Савва очень хорошо знал, сколь нелегко разрешать людей от грехов, открывать внутренние раны, вскрывать греховные нарывы и гнойники. Знал он также, что не может быть исцеления, покаяния и прощения вины без изобличения этих грехов. Чтобы это действительно произошло, он, движимый любовью и состраданием к своим больным братьям, прикладывал все усилия. Когда впервые встречал посетителя, то, независимо от времени и часа, встречал добротой, с радостным и теплым сердцем. Конечно, целителю душ мрачное и нахмуренное лицо не подходит. Выслушивая исповеди, он никого никогда не торопил, не считался с собственной усталостью. Все, о чем думал он на исповеди, − это диагноз болезни и ее лечение, покаяние грешника и решимость исправиться».
Ты, думаю, со мной согласишься, что каждому христианину хочется иметь духовника, сердце которого исполнено любовью. Может быть, человеку для духовной пользы необходим суровый наставник, но душа жаждет все понимающего, все прощающего, во всем милующего духовника, такого духовника, каким был, например, иеросхимонах Александр, старец Гефсиманского скита. Он всякому человеку «искренно сочувствовал, со скорбящими сам скорбел, с радующимися радовался. К ученикам и всем знавшим его старец был всегда приветлив и никогда никого не порицал, но ко всем относился с любовью, и немощи других переносил с великим долготерпением и сострадательностью. То же самое и ученикам заповедал. Между учениками при нем водворялись любовь, мир и согласие. Они говорили:
− О, если бы и в будущей жизни сподобил нас Господь жить так блаженно и любовно».
Нет ничего удивительного в том, что наше сердце стремится к любвеобильному пастырю. Мы же все любим, чтобы нас жалели, выслушивали наши сердечные излияния, покрывали недостатки, сорадовались нашим успехам и сострадали нашим скорбям. Полезно ли для нас такое к нам постоянное отношение духовника? Об этом не хочется задумываться. Ведь часто человек ищет в духовнике не наставника на пути спасения, а духовную няньку. Ищет подсознательно, не признаваясь в этом даже самому себе. Поэтому призываю тебя еще раз: внимательно рассмотри собственную душу. Всеми средствами четко определи, какой тебе нужен духовник. Не прояви малодушное снисхождение к себе. Не перепутай, не прими естественное влечение падшей, слабой человеческой природы к теплу любви и свету милосердия с твоей реальной духовной потребностью. Если тебе необходим строгий наставник, выбери именно такого, как бы тебя ни тянуло к любвеобильному духовнику. Если же по твоему характеру тебе действительно необходим пастырь, изливающий на своих чад море любви, то иди к нему немедля.
Универсальный.
Ты задумывался, почему каждый из апостолов проповедовал Евангелие именно тому или иному народу? Я полагаю, что это неслучайно. Каждый народ, как и отдельный человек, имеет свой характер. Думаю, что Господь, посылая Своих учеников, соразмерял свойства их личностей и национальный характер народов, среди которых они должны были заниматься миссионерской деятельностью. Наверное, каждый из апостолов проповедовал тому народу, который он мог понять и просветить светом истины более, чем другие апостолы.
Конечно, это мое мнение небезусловно и я должен сделать оговорки, но не сейчас. Я просто хочу высказать аналогию: как апостолы неслучайно посылались определенному народу, так и духовники даются нам промыслительно. Каждому из нас посылается наставник соразмерно душевному складу.
Однако вспомни, кто из апостолов проповедовал самому большему числу народов и, можно сказать, был универсальным миссионером? Конечно, апостол Павел, который писал о своем служении:Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Великий Апостол имел природный талант и божественный дар влагать истину в сердца людей, своим национальным характером совсем непохожих друг на друга. Так и некоторые духовники, подобно апостолу Павлу, имеют дар вести по пути спасения людей, различных по своим душевным свойствам и положению в земной жизни. Таким даром, например, обладал преподобный Варнава, иеромонах и старец Гефсиманского скита. В 1873 году он был назначен духовником. «Должность духовника сделала отца Варнаву еще более известным среди богомольцев. Теперь посетители в еще большем количестве стали стекаться к отцу Варнаве за получением благословения, совета в каких-либо важных жизненных обстоятельствах, утешения в скорбях. Все дни − с раннего утра до глубокой ночи − он посвящал теперь служению им. Двери его убогой келлии были одинаково открыты для всех. Старушка, издалека пришедшая на богомолье, юноша-студент, ученый профессор, сановник, мастеровой, торговец, молоденькая девушка, монахини, дети − все шли к батюшке и находили у него удовлетворение своих духовных потребностей. Для всех он был одинаково доступен, всех одинаково привечал словом отеческой любви и утешения. Отец Варнава искренно, от души радовался с радующимися, соскорбел скорбящим; он был серьезным и полезным собеседником деловых людей, по-отечески снисходительно и ласково наставлял молодежь, а также детей, доверчиво приходивших за благословением к своему "батюшке Варнаве". И само лицо его всегда бывало озарено светлой радостью, несмотря на то, что он часто испытывал крайнее переутомление, так что порой едва-едва слышным голосом беседовал с посетителями».
Для успешного руководства различными по характеру людьми наставнику нужна особая сердечная чуткость. Конечно, она приходит к духовнику с опытом, но ее появлению несомненно способствует и природная утонченность души. Духовники, обладающие благодатной участливостью к мятущимся человеческим сердцам, привлекают к себе почти всех без исключения людей. Одним из подобных духовников был и схиархимандрит Серафим (Романцов). Вот как описывает архимандрит Рафаил (Карелин) свою встречу с этим замечательным пастырем: «С первых же слов отца Серафима у меня возникло чувство, будто я знаю его уже много лет. В этом старце были необыкновенная простота и любовь, но впоследствии я не раз видел, как он скрывал эту любовь под внешней строгостью к своим чадам. Иногда он, казалось, гневался на них, но когда видел, что они искренно каются и просят прощения у Бога, то спешил ободрить и утешить их. Казалось, что солнышко зашло за грозовую тучу, а потом выглянуло опять».
Духовники, подобные отцу Серафиму, имеют универсальный талант. Они могут быть наставниками для совсем непохожих друг на друга особ. Разумно чередуя любовь и строгость, такие духовники с успехом ведут своих чад к Богу. Конечно, их сердца исполнены только любовью, но, будучи духовными хирургами, они используют скальпель строгости для удаления греховных страстей из людских душ.
Выдающийся подвижник христианского благочестия иеромонах Игнатий из своей столетней жизни восемьдесят лет провел на Афоне. Долгие годы он был мудрым наставником своих многочисленных духовных чад.
«Отец Игнатий поднялся на недосягаемую высоту, неся душам исцеление и покой и направляя их. Исповедь у него была гаванью спасения для многих.
Давая духовное направление, он придерживался золотой середины, избегая и слишком большой строгости, и чрезмерной снисходительности. Он знал, как наказать и как поощрить. Но более был склонен проявить милосердие, опасаясь всегда, как бы не повергнуть кого в отчаяние. Он знал, как высказать сочувствие и как снизойти к немощам духовных своих чад с отеческой любовью и с желанием исправить их. Его слова, лицо, манеры вызывали уважение и полное доверие.
У него была редкая способность совершать Таинство исповеди, что изумляло духовных чад. Незабываемое впечатление производила исповедь на тех, кто приходил к нему впервые. Его окружала особенная атмосфера, в которой Божие присутствие было ощутимым».
Духовники, обладающие универсальным даром духовного руководства, отлично знают глубины человеческой души. Каждого из своих чад они ведут по пути спасения персонально, в соответствии с характерными чертами его личности. В пример приведу тебе великого московского духовника праведного Алексия Мечёва. «Строго следуя принципу: "У каждого свой путь и своя мера", − батюшка считался с индивидуальным строем покорившейся ему души. От одного он требовал послушания во всем, даже в маловажных предметах (например, читать ту или иную книгу, идти или не идти в такое-то место, говорить или нет с тем или иным человеком). От другого же требовал послушания лишь в вопросах жизненных, серьезных (вступать или не вступать в брак, пойти ли в монастырь, переменить ли место службы и т. д.), предоставляя остальное его личной воле».
Не правда ли, хорошо было бы найти тебе наставника, сходного по духу с праведным протоиереем Алексием? Такой наставник смог бы руководить тобой сообразно твоей духовной структуре и психологическому складу твоего характера. А это, согласись, весьма ценно!
* * *
Ты окружен множеством людей, имеющих свой, только им присущий характер. Среди них есть личности общительные и замкнутые, угрюмые и веселые, простые и сложные, утонченные и грубоватые. Тебе не надо быть великим прозорливцем, чтобы заметить это. Различия в людских характерах существуют и среди не верующих во Христа людей, и среди христиан. Однако, по слову апостола Павла:Кто во Христе, тот новая тварь(2 Кор. 5,17). Что это значит? Люди, живущие во Христе, духовно обновляются, возрождаются, освящаются. Из душ христиан уходит все наносное, греховное, разделяющее их с ближними. Братья и сестры во Христе становятся друг другу необыкновенно близкими по духу, чувствам, образу мыслей. Вместе с тем никто из христиан на пути своего духовного развития не теряет индивидуальных черт собственной личности.
Хочу обратить твое внимание на то, что все вышенаписанное касается и духовников. Какого бы высокого уровня духовного совершенства они ни достигли, изначальная природа их душ остается присуща и им, то есть люди, по своим личностным качествам склонные к общительности или к уединенности, созерцательности или деятельности, став и духовниками, помогают спасению ближних соразмерно потенциалу собственных душ. Понятно, что духовники, по природе общительные и открытые, в большей степени по сравнению со своими другими собратьями становятся пастырями многих овец Христова стада. Однако и они для этого нуждаются в личном духовном подвиге и помощи Божией. Статьвсем, чтобы спасти по крайней мере некоторых, способен только тот, кто ради пользы своих духовных чад постоянно отрешается от собственного «я». Это особый пастырский подвиг. Подъять его возможно лишь духовнику, который прежде в точности исполнил заповедь Христа:если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Примером такого пастыря был схиигумен Савва (Остапенко), знаменитый духовник Псково-Печерского монастыря.
Схиигумен Савва «пользовался большим доверием своих духовных чад. Они, не стесняясь, приносили ему искреннее покаяние, причем чаще в письменной форме, так как чад было очень много и у него не было времени выслушивать устные исповеди. Прочитав их заранее (ночью), он потом каждому давал свои наставления.
С каким истинно отеческим вниманием и добротой относился он к тем чадам, которые с детской доверчивостью открывали перед ним все тайники своей души и жаждали от него отеческого наставления! Он обращался с ними, как с больными детьми: осторожно и снисходительно, когда видел кого-либо малодушным, нравственно слабым, − и серьезнее, строже, когда кто-либо уже духовно подрос и окреп.
Он от души радовался, когда видел чей-то духовный рост, и скорбел, когда видел духовные промахи и ошибки; был серьезным и полезным собеседником для серьезных людей, отечески снисходительным и ласковым с молодежью, детишками.
Для него не существовало возраста, звания и состояния. Он со всеми обращался одинаково: отечески заботливо, приветливо. Лицо его всегда было озарено светлой радостью. Он сразу замечал, кому нужна поддержка и помощь, и сам подходил к ним, неся скорбящим утешение, болящим исцеление, унывающим и отчаявшимся надежду на спасение».
Согласись: очень удобно и полезно иметь духовника, который может руководить тобой, пользуясь различными методами наставничества. Ведь наша душа не находится в статическом состоянии. Она − динамична. В ней постоянно совершается смена мыслей, чувств, настроений. Наверное, большинству людей необходимы наставники, способные улавливать это бесконечное движение человеческого сердца и умело его направлять.
С течением времени душа почти каждого человека подвергается коренным изменениям и развивается в ту или иную сторону. Многие люди на разных стадиях своей жизни иногда нуждаются в совершенно различных методах духовного руководства. И тебе очень повезет, если на изгибах твоей судьбы духовник окажется способным не потерять над тобой духовный контроль и найти новые подходы к твоей душе, переживающей очередной этап своего развития.
Наверное, ты уже встречал людей, которые высказывали недовольство своим духовником и желание уйти от него? Подробнее об этой проблеме мы поговорим с тобой в другой раз. Сейчас же скажу тебе, что одной из причин подобного недовольства являются личностные изменения духовных чад, которых не замечает их духовник. Его пасомые со временем нуждаются уже в других методах руководства, а он то ли не понимает этого, то ли не в состоянии их применять. Назревает конфликт, который требует качественных изменений в духовных отношениях.
Желаю тебе найти такого духовника, который обладал бы гибкой тактикой наставничества и руководил бы тобой сообразно твоему реальному духовному состоянию.
Кого же выбрать?
Я уже говорил, что духовники различаются между собой характером, опытом и степенью духовного совершенства. Кого же из них тебе выбрать в наставники? Подобный вопрос волновал христиан всех эпох. Волновал даже в те времена, когда не было недостатка в духоносных наставниках. Почему? Потому что и тогда святые старцы были совсем непохожи друг на друга. Приведу тебе в пример Оптину пустынь.
Преподобный Иосиф Оптинский был учеником преподобного Амвросия Оптинского. Однако он «и по жизни, и по учению, и по внешней форме своих наставлений отличался от своего учителя. Отец Амвросий был человек с образованием, обладал всесторонним умственным развитием, по характеру был общителен, и потому речь его была, помимо своей благодатной силы, увлекательна яркостью мысли, образностью выражения, легкостью, живостью, умной веселостью, в которой скрывалась глубокая мудрость, как житейская, так и духовная.
Отец же Иосиф был весь сосредоточенность, и речь его была сдержанна и дышала лишь одним святоотеческим учением. Вообще он не любил баловства, уступок и, как истинный монах, никогда не был наружно ласковым, хотя был и снисходителен, и мягок. Единственное выражение его внимания и ласки к духовным чадам состояло в том, что он в особенных случаях слегка ударял кого-либо из них по голове. С более близкими и преданными ему лицами он был скорее строг и непреклонен; но этим он достигал того, что ему предавались всецело, неотступно, истинно.
Бывали случаи, что некоторые, не сумевшие понять и оценить его, считали его отношение невнимательным и холодным и, по малодушию своему, увлекаясь внешнею ласковостью других и считая это необходимым условием для успокоения внутреннего, оставляли старца Иосифа. Такие отпадения никогда не вызывали у смиренного старца никакого неудовольствия, не возбуждали ни зависти, ни огорчения; и с тою же отеческою любовью, с полным всепрощением и забвением случившегося принимал он снова, когда возвращались назад, поняв свою ошибку и ощутив лишение.
На исповеди батюшка был всегда серьезен, и замечания его как-то особенно проникали вглубь и будили там сознание своей греховности и безответности пред Богом. Самый его вид, его лицо, озаренное каким-то внутренним светом, его ангельская улыбка, в которой отражалась чистота его души, его полуопущенные глаза, через которые глядели на кающегося кротость и смирение, − все это вместе неотразимо действовало на душу»51.
Почти столетие Оптина пустынь славилась на всю Россию своими благодатными духовниками. Проходили десятилетия, и одно поколение старцев сменялось другим, не менее замечательным поколением опытных наставников. Так, преемство духовничества великих Оптинских старцев Амвросия и Иосифа восприняли преподобные иеросхимонахи Анатолий (Потапов) и Нектарий (Тихонов). Эти оптинские духовники были тоже во многом непохожи друг на друга.
«К отцу Анатолию, который в это же время был старцем и принимал народ в монастыре, стояли огромные толпы народа. А к отцу Нектарию вначале кроме братии Скита приходили всего несколько человек.
Батюшка Анатолий был необыкновенно прост и благостен. Уже приближение человека к этому старцу давало чудесную возможность очищения и утешения. Отец Нектарий был строже, он испытывал сердца приходивших к нему и давал не столько утешение, сколько наставлял на путь подвига. Он учил человека преодолевать духовные трудности с великой верой в достоинство и разумение души, в великую силу благодати Божией, которая поможет и укрепит душу ищущего Правды.
Надежда Павлович вспоминала: "На беседах у батюшки Анатолия у меня было такое чувство, будто льется золотой дождь и этот дождь − благодать. Он льется независимо от тебя, и твое счастье, если ты под этот дождь попадешь. А у старца Нектария это было так: ты чувствуешь, что огненный меч направляется к тебе, не в смысле гневном, а в смысле, раскрывающем твою совесть"».
Видишь, даже в Оптиной пустыни в период ее расцвета человеку надо было выбирать между различными по характеру духовниками. Конечно, в наше время ты, может быть, и никогда не встретишь духовника, равного по благодати Оптинским старцам. Тем не менее Русь еще не оскудела окончательно достойными наставниками. Поэтому уповай на слова Спасителя:Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете (Мф. 7, 7).
Каждый духовный отец обладает каким-нибудь характерным качеством. Ты же при поиске наставника соблюдай главное правило − обращай внимание не на его ум, характер, образование, а на его веру и твердую приверженность церковному учению. Ведь, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), любой духовник «и строгий, и умный, и милостивый, и снисходительный, и простосердечный, но верный сын Церкви, могут быть одинаково полезны. Да дарует тебе Бог духовника по желанию твоему»53.
Р.S.
Закончу это письмо следующими выводами.
1. Помни слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Кто ищет духовного отца, должен искать человека, который родился духовно и сознательно знает Бога и Отца своего, чтоб он родил духовно и его и сделал воистину сыном Божиим».
2. Ты должен сознавать, что идеальный духовный отец − это человек святой жизни. Тем не менее исходи из реальности и не предавайся мечтаниям. Поэтому советую тебе не предъявлять завышенных требований к духовнику. Выбирай из кандидатур, которые в действительности существуют вокруг тебя.
3. Епископ Петр (Екатериновский) писал: «Трудно ныне найти хорошего руководителя в духовной жизни». Это замечание актуально и для нашего времени. Епископ Петр считал, что не надо искать духовника, непременно достигшего святости. Достаточно того, чтобы духовный отец был человеком благочестивым, рассудительным и опытным. При этом он должен иметь желание и возможность руководить своим духовным чадом. «Если не находится такой руководитель, отмечал епископ Петр, − то надобно молить Бога, чтобы Он послал нам желаемого наставника».
4. Имей в виду, что на твоем пути может встретиться ложный наставник. Святитель Феофан предупреждал, что человек, почитаемый за старца, часто оказывается старцем «только по сединам. И это бывает или очевидно для всех, или очень не видно, глубоко скрыто под благовидною наружностью. Потому всегда есть опасность попасть вместо истинного руководителя на ложного и потерпеть потом вместо пользы вред, вместо спасения гибель».
5. Как отличить истинного наставника от ложного? По слову Симеона Нового Богослова, характерной чертой истинного духовного отца является отеческая любовь. Старец Паисий Афонский говорил: «Доказательство истинности духовного состояния духовника − то, что он к самому себе очень строг, а к другим − весьма снисходителен и не использует, как правило, каноны Церкви против других!»
6. Если у тебя появятся какие-то сомнения, даже не очень определенные, в духовности избранного тобой наставника, лучше тебе не входить с ним в тесный контакт до наступления полной ясности. На пути спасения не надо ставить рискованных экспериментов. Они могут нанести тебе непоправимый духовный ущерб.
7. Нас окружают разные духовники. Они отличаются между собой характером, опытом и степенью духовного совершенства. Кого же из них тебе выбрать в наставники? При поиске наставника соблюдай главное правило − обращай внимание не на его ум, характер, образование, а на его веру и твердую приверженность церковному учению.