По мере осознания себя человеком
– Можно ли готовиться к исповеди по книжкам?
– Некорректен сам вопрос. Исповедь – это покаяние. А по-гречески «покаяние» – метанойя – изменение ума. То есть человек начинает понимать, что он что-то делает не так. Как, допустим, ребенок не понимал, что плохо кого-то ударить или укусить – он испытывал негативную эмоцию и тут же вымещал ее на своем друге или маме-папе. А тут до него доходит, что этого не должно делать, потому что мама и папа не дают ему конфетку или запрещают «сунуть палец в розетку» не со зла, а для его же блага.
Понимание греха – и есть исповедь.
И это происходит по мере осознания себя человеком – детки же не исповедуются. Но одни с семи лет, другие с восьми, а некоторые с двенадцати лет – в зависимости от духовного роста отроки начинают исповедоваться.
И зачастую, как это происходит в семьях, где есть традиция православная, ребенок, скорее всего, не по книжкам будет исповедоваться. Он будет готовиться к исповеди, глядя на родителей, прихожан, бабушку, дедушку.
И по мере того, как совесть его и личность будут устремляться в направлении светлого и ясного Бога, будет происходить Богопознание и миропознание, знакомство со Священным Писанием, с Божественным Откровением. И он будет узнавать о том, каков есть Бог и каков есть человек. Потому что так уж случилось, что мы всё понимаем в сравнении.
Неполезно и даже опасно
Можно исповедоваться по Книге жизни – Библии. Безусловно, мы, читая Библию, узнаем Божьи заповеди, понимаем свое несоответствие им и исповедуемся. А если брать какую-то специальную литературу, то, в худшем случае, это будет перечень грехов. Такие книжки нельзя открывать и читать – это неполезно и даже опасно.
Как-то в юношеском возрасте я увидел книжку, где был перечень грехов – и буквально через несколько страниц понял, что встретил грех, который мне неизвестен. А любопытство юношеское разбирает: что же это такое? И это соблазн.
Поэтому категорически опасно читать чужие грехи. Есть же даже такой грех как интерес к чужому греху, праздное любопытство.
Если человек хочет исповедоваться, он должен тщательнейшим образом инвентаризировать свои чувства. А для этого подойдут книги нравственного созидательного характера: старца Паисия Святогорца, митрополита Антония Сурожского, святителя Игнатия (Брянчанинова), дневники праведного Иоанна Кронштадтского. Где мы видим, как другой человек исповедуется, и понимаем, чего нам не хватает в нашей исповеди – какой живости, какого огня. Может быть, ответственности и честности.
Эти авторы – наши современники. Потому что есть много книг, духовная степень которых как высшая математика. А зачем, изучая алгебру, открывать книгу по высшей математике?! Это можно сделать, но это опасно. Так же, как, умея ездить только на велосипеде, садиться на мотоцикл.
Время всё корректирует
– Зачем же издают книжки в помощь кающимся?
– Для того, чтобы их продавать. И это было во все времена – наряду с духовной литературой продается всякое. И это надо понимать. В церковных лавках иногда продается то, что потом оттуда изымается и сжигается.
И такое происходит как раз из-за того, что люди приходят в Церковь и сразу начинают действовать без должного руководства духовного. Просят дать благословение писать книгу – мол, и писатель я, и верую. А благословение можно получить, изощрившись и представив часть книги, а потом дописать некую часть – могут быть разные варианты.
И благословение на книгу есть, а вот какого она будет характера?! Но время всё корректирует: есть авторы, которые станут святыми, подвижниками и окажут свое колоссальнейшее влияние на Церковь и народ Божий. А есть книги, которые умрут вместе с автором и, может быть, даже будут ему поводом для стыда и горения на Божием Суде.
Невежество устраняется знакомством со Христом
– Как же быть людям, которые начинают ходить в церковь в зрелом возрасте и видят там множество разной литературы?
– Они тоже дети. Это младенцы веры, неофиты – люди, неумягченные сердцем. Причем человек может 30 лет проходить в храм и остаться неофитом. Тут нет стандарта. Бог к каждому находит свой подход, лишь бы человек открывал свое сердце. А для этого нужна работа.
И исповедь, причастие – это в первую очередь исследование Писания. Молитва очень помогает, и надо навыкать в молитве – ходить на богослужения, слушать богослужебные тексты, псалмы, стихи, песни.
– Но ведь часто бывает, что человек чуть ли не впервые приходит в храм сразу с желанием исповедоваться и спрашивает, как это сделать.
– Есть люди, которые приходят лечиться в аптеку, а есть те, которые идут лечиться к врачу. И если вы пришли лечиться в церковную лавку – это ваши проблемы и ваша незрелость. Такой подход к решению проблемы – ненаучный и невзвешенный.
А научный подход – обратиться к врачу. И если у меня будут сомнения во враче, то я пойду к главврачу и профессору. Потрачу на это средства и время, самое драгоценное время – утро воскресенья.
Но народ темен. И не потому, что он не умеет читать и писать. Советская власть научила народ это делать, но люди стали писать анонимки, а не читать Священное Писание.
В народе мало Божественного Света, а масса невежества и несостоятельности. Невежество же устраняется знакомством со Христом, посредством исследования, а не простого чтения, Священного Писания. Нужно и ознакомление с текстом, и занятия с кахетизатором. Для этого существуют целые институты кахетизации, как в Киево-Печерской лавре и Ионинском монастыре, как во всём мире.
Понимание греха в нас есть
– И каков должен быть первый шаг новоначального к исповеди?
– Нужно обратиться к священнику – компетентному специалисту в этом вопросе. А читать надо святых авторов, признанных Церковью, при подготовке к исповеди и причастию. И рекомендовать такую литературу должен, конечно же, священник. Ведь если человек собирается строить дом, он сначала обращается к архитектору, а не сразу к прорабу.
Слова «Батюшка, я хочу исповедоваться и не знаю, как это сделать» и будут началом исповеди – он уже исповедуется в невежестве. Ведь это нонсенс, чтобы человек пришел на исповедь, и не знал, что ему говорить. Понимание греха в нас есть.
– Но ведь много людей не хотят исповедоваться и говорят «у меня нет грехов».
– Это и есть незнакомство со Христом. Осознание греха появляется в человеке, когда Божественный Свет проливается на его душу. В душе человека тьма, пока он не повстречается со Христом. Это не лирика и не поэзия – это в поэтической форме передача сущности происходящего.
Только Дух Святой оживляет человеческую душу. А иначе о ком Христос говорит “оставь мертвым погребать своих мертвецов”?! Христос говорит сыну о мертвом отце, что родственники его, которые не приняли Духа, для Него мертвецы. И покуда человек не видит в себе греха, он – мертвый, он – статуя.
Если хочешь живого общения…
– Когда человек видит книги с рекомендациями по подготовке к исповеди, как ему реагировать?
– Человеку надо видеть ближнего и Бога, а потом – книги. Нужно идти к священнику и читать Новый Завет. Пусть он смирится и послушает рекомендации священника.
Человек, который хочет идти к Богу, должен задуматься над тем, что Богу нужно, для чего Бог создал человека, что Бог от него хочет. Ответы на эти вопросы есть в Священном Писании. Постигая Божественное Откровение через Священное Писание, человек понимает, что в нем не так, и что он не так делает. И об этом он сожалеет, и в этом он кается.
А простое перечисление грехов никому не нужно. Даже исповедь с листочка не является хорошим тоном – это плохой стиль. Человек может составить список грехов, подготавливаясь к исповеди.
Но этот листик – как шпаргалка. Не нужно подглядывать в шпаргалку на экзамене.
И сочинение пишется от сердца, иначе человек ограничивает себя – не будет полета мысли. Поэтому на исповеди листик со списком грехов не нужно доставать. Если хочешь живого общения – говори, общайся.
И книга никогда не заменит живое общение. В книгах пишутся базовые основы, но они не дают возможности человеку получить системное образование. Если бы можно было учиться только по книгам, люди бы в институты не ходили.
Есть одна лишь книга – Священное Писание, которая содержит в себе живое слово Живого Бога, которое при внимательном духовном созидательном исследовании вызывает в человеке необходимые мысли и чувства, и живет, и действует в нем. Другой такой книги нет.
Подготовила Марина Богданова