Человек, умерший в 70 лет, прожил свою жизнь следующим образом: 15 лет он работал, 20 лет он спал, 2 года ел, 1 год одевался, 9 месяцев купался, 7 месяцев брился, 4 месяца чистил свой нос, 2 месяца чистил зубы и т.д. Ты ничего не заметил? Всё вышеперечисленное относится к внешней деятельности, — уходу и заботе о теле...
Однажды я спросил одного парня лет шестнадцати:
— Чадо мое, ты любишь Бога?
— Очень люблю, отче, — ответил он непринужденно.
— И регулярно молишься Ему?
И он честно ответил:
— Нет!...
Юноша не мог понять, как эти два ответа противоречат друг другу. Ведь невозможно истинно любить Бога и не молиться. Когда у тебя есть друг, к которому ты питаешь особую любовь, ты пытаешься всячески найти способы, чтобы как можно чаще с ним общаться? Не так ли?
Вслушайся, чадо мое, в цифры, которые сейчас тебе приведу. Это точные данные. Человек, умерший в 70 лет, прожил свою жизнь следующим образом: 15 лет он работал, 20 лет он спал, 2 года ел, 1 год одевался, 9 месяцев купался, 7 месяцев брился, 4 месяца чистил свой нос, 2 месяца чистил зубы и т.д. Ты ничего не заметил? Всё вышеперечисленное относится к внешней деятельности, — уходу и заботе о теле. Но когда ты предстанешь пред Богом, число того, что ты обязан был сделать в жизни будет существенно отличаться. Тогда спросит тебя Праведный Судия:
«Сколько ты сделал хорошего? Сколько плохого?»
«Сколько обязательств ты выполнил, а сколько нет?»
«Сколько времени ты уделял молитве?»
За год сердце делает 36792000 ударов. Из такого огромного количества, сколько ударов оно сделало для Бога?
— Сколько же времени я должен молиться?
Ты должен знать, чадо мое, что Бог смотрит не на количество времени, которое ты проводишь в молитве, а на твою ревность и расположение сердца. Одна краткая, живая и искренняя молитва стоит гораздо больше безжизненной, сухой, хотя и долгой. Главное — это ревность и теплое расположение. Старайся молиться утром и вечером и не забывай, на протяжении дня как можно чаще обращать свои мысли и сердце к Богу. Только тогда будет благословен твой день, когда свои первые мысли ты посвятишь Ему. И сон твой будет мирным и безмятежным, когда прежде того, как ляжешь в постель, ты снова обратишь их к Богу.
Я не советую тебе молиться лежа в постели. Но если у тебя совсем не получается молиться, то в таком случае лучше не оставляй эту привычку. Но я надеюсь, что ты и сам поймешь, что говорить с Богом и Господом твоим, лежа в кровати, — нехорошо... Скажу тебе вот что: не спеши окончить молитву и...попасть во власть сна! Будь благоразумным! Твори свою утреннюю молитву, когда уже одет, а вечернюю, когда еще не успел раздеться,— и будешь спать спокойно!
Знаешь ли ты одно мудрое изречение: "Всякое Ваше дело суетно, если нет благословения Божия".Тогда как ты можешь ждать счастья, если каждый твой день не начинаешь с молитвы Богу?
Оглянись вокруг, дитя мое: каждое творение по-своему молится и хвалит премудрого Создателя. Растения распускают свои цветы и воссылают свой живительный аромат к Престолу Творца. Птицы своими сладкозвучными голосами, кого еще воспевают, как не Всесильного?
Для Него жужжит пчела, кружится веселая бабочка. Его славят своим блеском молнии. Его песнословит гром своим устрашающим величием. Да! Вся природа горячо молится Ему, сама того не осознавая. А ты, чадо мое, разумный человек со свободной волей отвергаешь то, что так непринуждённо исполняет лишенная сознания природа?
Самое прекрасное, что может быть в мире — это человек, который молится. Это высказывание очень верное. Человек, который молится, живет в другом мире. Он дышит Божией благодатью и напояется нектаром божественного присутствия.
Я тебе говорил уже, чадо мое, что вся природа молится. Конечно, это символизм. Ведь истинная умная молитва присуща одному лишь человеку. Только человек может сознательно возносить свою душу к Богу и собеседовать с Ним. И на самом деле, молитва — это достоинство человека. Этот критерий, который отличает его от других творений.
Когда я молюсь, моя душа восходит горе к Богу! Меня переполняет небесная радость, благодарность и любовь. Все это я чувствую в высшей степени. Как же я могу не славословить Бога за этот дар? На крыльях молитвы мы можем стремительно взлететь к Божиему престолу и оказаться вдали от суетного мира. Мы можем восходить туда, где жадно вдохнём живительный воздух божественного присутствия. Молитва — это источник сил в тяжелой борьбе, которуюведем мы каждый день. Когда ты летишь на крыльях молитвы, это изменяет тебя.
Давай, чадо мое! Когда восстают на тебя скорби, и бьют тебя, как бушующий шторм, пади на колени и открой сердце Отцу своему! Помолившись, ты увидишь, насколько ты изменился. Тогда небо прояснится и наступит штиль.
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящияво дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоеятысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко наМяупова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Эти слова, написанные великим Псалмопевцем, наполняют твою душу утешением и станут отличной помощью для тех, кто хочет идти путем жизни прямо и честно.
И ты, чадо мое, непременно один из них, поэтому имеешь великую нужду в Божией благодати. И единственный путь, который принесет тебе победу — это молитва.
Чадо! не лишай свою душу живительного дыхания, но молись, молись с ревностью, пока не придёт долгожданный день и увенчает тебя нетленными венцами славы.
Перевод: Анастасия Будник