«Главное в христианстве – личная встреча человека со Христом» – сегодня такое принципиальное утверждение довольно часто встречается в статьях православных публицистов. Казалось бы, спорить тут особо и не с чем. Действительно, если этой встречи не произошло, если человек всем сердцем не ощутил божественной правды Евангелия, если не испытал удивительной тишины и мира в сердце и помыслах после причастия святых Христовых Тайн, если не получил в обстоятельствах своей жизни ответа на молитвенную просьбу ко Христу, не научился видеть Христа в других людях, тех самых – «малых сих», значит, христианство в его жизни носит, если так можно выразиться, чисто теоретический характер.
Материал по теме
Митрополит Сурожский Антоний: «Я дал себе год, чтобы найти смысл жизни»
И все же смущает в этом высказывании некоторая недосказанность, игнорирование очень важного обстоятельства, без которого правильные слова полностью теряют смысл: чтобы встреча со Христом стала для человека главным событием в жизни, прежде всего, необходимо, чтобы он сам был готов к этой встрече. Ведь не случайно же две тысячи лет назад Иоанн Креститель обратился к народу Израиля с проповедью покаяния, призывая людей исправить свою жизнь, перестать грешить, и тем самым – подготовить ту самую – встречу с Господом, сделать ее возможной в принципе. «Уготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его» — эти слова пророка Исайи были произнесены почти за восемь столетий до Евангельских событий. Однако, актуальны они и по сей день, для каждого человека. Как это ни грустно сознавать, но жить перед Богом прямо, то есть – так, чтобы не за что было устыдиться, встретив Христа, получается далеко не у всех, и не всегда. И кто знает – не окажется ли такая встреча судом, а не спасением?
Поэтому, когда я в очередной раз слышу эту, уже ставшую расхожей фразу – «главное в христианстве – личная встреча человека со Христом» — то, если честно, не очень ей верю. Евангелие предлагает нам множество примеров, когда Христос открывал Себя людям, и для них это не стало – главным. Перечислять их можно долго, думаю, тот, кто читал Новый Завет и сам может вспомнить всех участников евангельских событий , встретившихся со Христом, и не оценивших этой встречи. А ведь Христос никого не прогонял от Себя, даже самых отъявленных грешников. Его сотрапезниками нередко были мытари и блудницы, но точно так же Он не отказывал в общении фарисеям и книжникам – религиозной элите Израиля. И странное дело – для одних эта встреча становилась – главным событием, переворачивающим всю их дальнейшую жизнь, а для других – нет. В чем же разница?
Мне кажется, именно в том, о чем Иоанн Креститель в своей проповеди говорил таким простыми и доходчивыми словами – « Сотворите достойные плоды покаяния». То есть – измените свою жизнь, измените свое сердце, сделайте его восприимчивым к истине, чтобы узнать ее, чтобы не пройти мимо, когда воплощенная Истина встретится вам на одном из житейских перепутий. Думаю, это не менее важно, чем – сам факт встречи, более того – без такой готовности, без покаянного сокрушения о своих грехах, даже встреча со Христом вряд ли окажется для человека полезной.
На заставке фрагмент картины Джованни Франческо Барбьери (Гверчино). «Иисус и самаритянская женщина»