Лет пять назад, после прочтения одной очень неожиданной для меня мысли святого Марка Подвижника (о которой расскажу здесь чуть позже), я вдруг стал замечать, что в каких-то острых ситуациях, когда вроде бы есть все поводы разгневаться, обидеться, начать спорить, всегда бывает очень короткий промежуток времени, буквально одна-две секунды, когда ты еще не дал волю страсти. И если за эти секунды ты принимаешь решение — не поддаваться, то через пару минут с удивлением чувствуешь, что никакого действия в тебе эта острая ситуация не вызвала, что пожар, который мог в тебе полыхать несколько часов, а то и дней, не разгорелся вовсе. Эти секунды — удивительный дар Божий каждому крещеному человеку. Жаль, что многие о нем просто не знают.
Гнев, обида, зависть – все это принято считать неким подобием стихийного бедствия, с которым невозможно бороться. Мол – уж если случилось, то – случилось, налетело откуда ни возьмись, словно тайфун, что уж тут поделаешь. Остается только ждать, когда все закончится, и после приниматься за подсчет ущерба. То же самое часто можно услышать и про выпивку или курение – «…и не хотел ведь, а ничего с собой поделать не мог».
На самом же деле, в любом таком искушении для христианина всегда есть этот момент сознательного принятия решения. Он – словно развилка двух дорог, когда можно пойти как по одной, так и по другой. Чем дальше будешь продвигаться по любой из них, тем дольше и затруднительней будет обратный путь, если вдруг захочешь вернуться. Но это уже потом, когда ты выбрал дорогу и пошел по ней. А вот когда ты еще только стоишь на перепутье, то никаких особых усилий для выбора от тебя не требуется. Нужно лишь понять, чего ты хочешь на самом деле, к чему стремится твоя душа. И сделать выбор.
Можно представить себе это в виде сказочного образа: лежит себе на такой «развилке» большой камень. На нем – указатель. Ну, к примеру, такой: «Налево пойдешь – разгневаешься на старого друга, который только что непонятно почему тебя оскорбил. Будешь говорить ему всякие обидные, но справедливые вещи, вспоминать его старые грехи, объяснять ему, кто он есть по этой жизни. И испытаешь от всего этого чувство хотя и нездорового, но зато очень глубокого удовлетворения.
А направо пойдешь – ничего не скажешь ему в ответ. Проглотишь это оскорбление как горькую пилюлю, поморщишься, и будешь жить дальше. Это ведь друг твой. Сколько всего вы вместе пережили, сколько раз он тебя выручал, терпел твою дурь, просто был рядом, когда тебе было плохо. Да, сейчас он явно не в себе. Но разве от этого ты стал любить его меньше?» А ты стоишь такой, перед этим камнем. И слушаешь свое сердце.
Повторюсь, момент этого выбора совсем короткий, но он есть. И если моему сердцу милее болезненное удовольствие от ощущения себя незаслуженно обиженным, если я выбираю скандал и выяснение отношений, если душе моей – ну очень хочется тут «назвать вещи своими именами», — то это никак не стихия. Это – мой личный выбор зла. Пусть не всегда осознанный, но вполне реальный. Потому что Господь каждому из нас в святом крещении дает такую свободу – выбирать добро и следовать ему там, где нас искушает дьявол. Именно об этом писал в так поразивших меня словах преподобный Марк Подвижник: «...диавол не имеет власти приводить в движение наши помыслы, иначе бы он не пощадил нас, наводя понудительно всякую злую мысль и не давая помышлять ничего благого. Он имеет власть внушать превратное учение в помысле только первой мысли, чтобы искушать наше внутреннее расположение, куда оно клонится: к его ли совету или к заповеди Божией. Если в нашем сердце есть пристрастие к греху, мы тотчас возбуждаем наши помыслы к этому вражьему указанию и беседуем в мысли с предложенным им. А если предложенный грех нам противен, мы от него отвращаемся, не можем медлить, но ненавидим и само это предложение».
Потом, в трудных ситуациях, я много раз замечал эти секунды свободы перед принятием решения. И даже иногда успевал ими воспользоваться во благо. Но, наверное, так и не дерзнул бы поделиться этим скудным опытом, если бы недавно не прочел в сетевом дневнике у одного очень уважаемого мною священника буквально следующее:
«Замечали ли вы, что когда мы сознательно совершаем грех, то в какой-то решающий момент, как бы стремительно не развивалась ситуация, вдруг происходит секундное замедление реальности. В этот миг ты стоишь перед выбором — продолжить или нет? Совесть предельно откровенно ставит тебя перед фактом понимания происходящего выбора. Стоит два-три раза решительно сказать греху — нет, и формируется пока еще слабый навык. Тот же навык, но со знаком минус, появляется если не сопротивляться. Это важно знать».
Читайте также:
Серию статей Юрия Пущаева о грехе
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле