Отгремели два праздника Победы. Первый - Пасха Христова, воспоминание Победы Христа над адом и смертью. Второй праздник есть Победа русского народа над самым страшным злом, которое только могли придумать люди – фашизмом. Первый праздник духовен, и совершается в глубине верующего сердца. Второй, хоть и не помечен в богослужебных книгах, также имеет свое духовное измерение. Весна сорок пятого - это тоже торжество добра над злом, правды над ложью, света над тьмой, Бога над дьяволом. Как написал уже кто-то в соцсетях: праздник Великой Победы есть наша гражданская Пасха.
Попразднство Воскресения Христова продолжается, и победа Христова абсолютна. Но собственные страсти и грехи уже успели омрачить свет пасхальной ночи, и мешают воспринять Христову Победу во всей ее полноте. За спиной праздника притаились чревоугодие, болтовня, осуждение, раздражение, - и лукавый ум уже пытается поставить над этой Победой знак вопроса. Может ли Победа Христова сделать победителем меня лично? Насколько она жизнеспособна в грешном мире?
И вот, тот же вопрос возникает и с Великой Победой сорок пятого года. Мы празднуем победу над фашизмом, а факельные шествия неофашистов регулярно проходят по улицам бывшей столицы святой Руси. Мы чествуем ветеранов, но находятся люди, обливающие их зеленкой, в самый день главного для них праздника. Мы устраиваем парады, но и туда приходят фашисты, чтоб поиздеваться над беззащитными детьми и женщинами (что вполне в стиле бандеровской «борьбы»). В праздничные дни новостные и аналитические сайты наполняются радостными публикациями в честь Победы – но вот, крупнейший украинский портал korrespondent.net предлагает вопрос: как вы относитесь к идее отменить празднование 1 и 9 мая? (логика понятна – слить два совершенно разных события в одно и убрать из народной памяти оба, под предлогом декоммунизации). Смотришь на все, и возникает недоумение: окончательна ли Победа, если какие-то головы отвратительной фашисткой гидры еще живут?
Итак, есть две Победы, над которыми маловерный ум желает поставить знак вопроса, не решаясь признать окончательность поражения зла. Но, сердце говорит совсем другое, и хочется верить больше ему. А оно сообщает следующее.
Если Христос Воскрес, значит обе победы абсолютны. Просто Господь хочет, чтобы и мы приложили усилие в этой борьбе. Сатана повержен и связан, но ему оставлена некоторая сила, для проверки и утверждения нашей верности Богу. Страсти и грехи будут мучить, ибо мы должны побеждать их именем Христовым. Та или иная фашистская крыса будет пробегать мимо, устрашая более своим безобразием и зловонием, чем силой – но только для того, чтоб мы были трезвы и внимательны, чтобы не забывали ненавидеть фашизм. Чтобы всегда помнили Бухенвальд и Хатынь, Донбасс и Дом Профсоюзов в Одессе. Чтобы чувствовали смердящий запах коричневой (или красно-черной) чумы на расстоянии, и сразу же били тревогу.
Но при этом нужно верить: фашизм уже побежден. Его победил Христос крепкой рукой русского солдата, и победа пришлась приблизительно на те же дни, в которые Христос связал дьявола и разрушил ад. Победа абсолютна, так же как и Пасха – но жуткое фашистское привидение будет еще тревожить нас, чтобы мы тревожили свою совесть и оставались бдительными. У всякого зла есть свои предпосылки, и ничего не бывает просто так.
Украинский фашизм будет побежден, ибо зло нежизнеспособно. Бог придумает план победы. Но при этом для потрясенных украинской трагедией соседей стоит серьезная задача: исследовав историю укрофашизма, не допустить начала истории русского фашизма, и русского неоязычества. Предпосылки есть, и гидра может поднять голову и здесь (хорошее предупреждение, на мой взгляд, дает фильм Хотиненко «Наследники»). Наблюдая агонию Украины, важно понять: фашизм начинается с проигрыша во внутренних сражениях духа, в глубинах ума и совести. Третий Рейх формируется в душе, накаченной ненавистью, невежеством, безбожием – и только потом выливается во внешние формы.
Поэтому, обе Победы абсолютны и окончательны, так как Христос Воистину Воскрес. Ад разрушен, сатана связан, зло побеждено, фашизм уничтожен. Но при этом нам дается возможность поучаствовать в победе Христовой, а для сего грехи подступают, испытывая нашу верность, и коричневые (красно-черные) знамена снова виднеются на горизонте. Однако, грех уже однажды был посрамлен, и ненавистные флаги уже были сожжены перед стенами Московского Кремля. Победа Христова над грехом и над фашизмом подарена христианам, и уже не отнимется от нас, если мы будем внимательны. Победа, которая не перестанет быть нашей, пока мы храним православие. Победа, к которой мы остаемся причастными, пока говорим друг другу главные в мире слова:
Христос Воскресе!