Полезно ли для христианина испытывать чувство вины и стыда? С одной стороны, вроде бы – да, потому что все мы знаем о своей поврежденности грехом. А с другой – как совместить эти чувства с едва ли не главным апостольским призывом ко всем христианам – «радуйтесь»? Как это вообще возможно – радоваться, испытывая чувство вины и стыда? Я для себя нашел объяснение этому парадоксу с помощью, быть может, несколько неожиданной аналогии.
Сначала — два риторических вопроса к автомобилистам (все остальные, думаю, тоже легко поймут о чем идет речь).
- Хорошо ли, что на приборной панели в вашей машине есть целый набор тревожных лампочек и значков, сигнализирующих о неисправности той, или иной системы автомобиля?
2. Хорошо ли, если все эти лампочки и значки постоянно горят и высвечиваются во время движения вашего транспортного средства?
Думаю, даже очень далекий от автомобильной проблематики человек легко ответит: в первом случае – хорошо; во втором, мягко говоря, не очень. А вернее – очень даже плохо.
Материал по теме
Переславль-Залесский. Покаяние чиновника
Перевернулось сердце этого человека, был – злодеем, стал – святым. Но оставался прежним знавший его "светский" мир, который не может вместить идею покаяния. Не может понять: как возможно, чтобы начальник налоговой вдруг надел вериги, да ещё и - железные!..
Примерно таким же образом действуют в человеке чувства вины и стыда. Это тоже своего рода – индикаторы духовной неисправности. «Включаясь», они помогают человеку осознать греховность того, или иного поступка, слова, мысли. И в этом — их несомненная польза. Но, уберегая нас от совершения греха или от пребывания в нераскаянном состоянии после его совершения, эти чувства могут стать и разрушительными для нашей душевной и телесной жизни. А происходит это в том случае, если мы испытываем их постоянно. Причем, проблема тут вовсе не в самом чувстве вины или стыда. Ведь когда на пульте управления каким-либо устройством постоянно горит красная лампочка, сигнализирующая о неисправности, значит, что-то в устройстве работает некорректно и нужно срочно устранять неисправность. Если же этого не сделать, устройство просто сломается.
Чувство вины и стыда — такая же «красная лампочка» в нашем естестве. Сделал какую-нибудь пакость – хлоп! Тут же загорелся на панели значок – «danger». Чувство вины сжало сердце, отнимая радость и свободу. Для христианина тут все ясно – бери ноги в руки и — бегом на исповедь, срочно кайся и больше так не делай! Машину-то, небось, тут же отогнал бы на станцию техобслуживания, загорись у нее на панели значок «проблемы с двигателем». Вот и о душе своей позаботься так же, не игнорируй ее «красную лампочку».
Конечно, жить, вообще никогда не испытывая чувства вины, свойственно лишь духовно-омертвелым людям, для которых грех стал нормой и уже не вызывает душевной боли. Однако и жить в этом чувстве постоянно, сделать его своим привычным состоянием тоже неправильно и неполезно, поскольку, в духовной жизни христианина оно является лишь побудительным мотивом к покаянию. Но исцеляет человека не оно, а само покаяние (т.е. — оставление с Божией помощью того греха, за который испытываешь чувство вины). А уже вслед за покаянием приходит и духовная радость, и благодарность Богу за исцеление. И чувство вины здесь лишь эмоциональный маркер того, что совесть наша неспокойна, что-то её гнетет. Нужное чувство, что и говорить. Но все же оно никак не может рассматриваться как нечто ценное само по себе, в отрыве от покаяния. И уж тем более — как нечто, свидетельствующее о правильной духовной жизни. Загорелся в душе сигнал тревоги, ты его видишь – слава Богу! Иди и устрани причину. Поскорее сделай так, чтобы он погас.
На заставке фрагмент фото Focus on aperture