В одного ли Бога верят во всех религиях? Эта тема сейчас становится особенно насущной в связи с целым рядом различных явлений, происходящих в современном мире. И явления эти носят, действительно, очень разный характер. Мы видим, как идет некое сглаживание: сглаживание культур, сглаживание национальных особенностей, сглаживание мировоззрений, сглаживание религий и уж совсем, кажется, наглядное, потрясающее – сглаживание полов. Под полами я разумею не те, по которым мы ходим, – я разумею пол мужской и пол женский – и даже тут происходит сглаживание. Какой-то странный вирус ворвался в мировую среду и всё калечит. Вспоминается древо – то запрещенное для Адама древо в раю, которое Бог именовал древом познания добра и зла. Он запретил вкушать от его плодов человеку, чтобы человек не умер. Многие толковники прямо говорят, что под этим древом можно подразумевать не что иное, как смешение добра и зла, перемешивание добра и зла – такое перемешивание, при котором нет уже ни добра, ни зла. А что же есть? – А – не знаю что! Стираются грани между добром и злом, причем стираются настолько, что уже становится неразличимым, зло это или добро.
Вот такая сегодня тенденция, которая все более овладевает человеческим сознанием, поскольку пропагандируется с большой силой. Целый ряд факторов в настоящее время говорят об этом и являются своего рода предупреждающими знаками того, перед чем мы оказываемся.
В 1986 году Римский папа Иоанн Павел II устраивает в Ассизи Всемирную межрелигиозную конференцию – Всерелигиозную конференцию – называют ее по-разному – под лозунгом молитв о мире. Проблема действительно вечная для человечества: мир превыше всего. И вот в Ассизи собираются представители десятков религий: и сам папа, и патриарх Константинопольский, и русский митрополит, и архиепископ Кентерберийский, и далай-лама, и шаманы… – как будто Ноев ковчег какой-то. Служится молебен о мире. Правда, молятся пока раздельно, каждый по-своему. Хотя… мне говорили, что как-то где-то за границей в католическом костеле во время одного из таких собраний буддистам показали на Престол – а вы же знаете, как в католических храмах: престол чуть не посередине, никаких иконостасов нет, – и буддисты попросили закрыть Престол – накрыть полотном, чтобы он не мешал им устраивать свое молебствие, поскольку они поставили туда статую Будды.
На «Моление о мире» приглашаются и атеисты. Интересно, какому богу они молятся о мире?
Начиная с 1986 года эти межрелигиозные собрания, созываемые для «молитвы о мире», проходят ежегодно. И они не просто проходят, а идет постепенный процесс всё большего соприкасания разных религий, всё более спокойного отношения к религиозной стороне тех контактов, которые здесь происходят между представителями разных религий. Идет привыкание. А в 2011 году на эту конференцию «Моление о мире» – религиозную конференцию! – уже приглашаются и атеисты. Невольно возникает вопрос: интересно, какому богу они молятся о мире? И уже начинают проводиться совместные молитвы: не по отдельности представители каждой религии молятся своему богу, но уже собираются все вместе – каждый, естественно, молится по-своему и своему богу, но уже все вместе.
Еще интересный факт. В 2014 году в Бразилии, в Сан Пауло, состоялось открытие – инаугурация, как говорили, – «храма Соломона». Это гигантский храм, один из самых больших храмов в мире, и он построен для того, чтобы представители любых религий могли здесь совершать свои молитвы. Правда, открытие проходило очень интересно: на особых носилках шесть человек в белых одеждах несли – угадайте что? Не угадаете никогда. Это «храм всех религий», но не забудьте – это «храм Соломона», и несли – «ковчег завета». Храм был полон, на «инаугурации» были представители не знаю скольких религий, присутствовали все крупнейшие деятели Бразилии, и не только этой страны, но даже и других стран, были крупнейшие бизнесмены, «культурная элита». Кстати, сама президент Бразилии также присутствовала на открытии этого храма. Это 2014 год.
Оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: Любовь. А что еще нужно?!
Год 2015-й: папа Франциск I написал и издал интересную книгу – она называется «Книга вопросов». В ней собрано порядка 300 вопросов. На презентации этой книги был показан очень любопытный сюжет. Христианин, буддист, мусульманин, иудей – четыре человека, каждого спрашивают: «В кого вы верите?» Каждый отвечает. Христианин: «Во Христа»; иудей: «В Ягве»; буддист: «В Будду»; мусульманин: «В Аллаха». Тут всё понятно. А следующий вопрос такой: «Как вы считаете, является ли любовью этот почитаемый вами бог?» Опять вопрос к каждому – и каждый из четырех отвечает: «Да». И – замечательная картинка: все четверо соединяют свои руки – полное единство. Как замечательно, не правда ли? Вот это уже, я бы сказал, начало финала: оказывается, представители всех религий исповедают одно и то же: любовь. А что еще нужно? Кстати, разве какой-нибудь христианин сможет возразить против этого? – Нет! Ведь в Евангелии написано: «Бог есть Любовь».
Этот эпизод очень симптоматичен и говорит о многом: идет процесс создания того, о чем писал еще замечательный христианский подвижник, причем подвижник не из Египта, не из Сирии, не из России, не из Сербии, не из Греции – а из Америки, выходец из протестантской семьи, бывший фактически атеист, пришедший к Православию, – отец Серафим (Роуз). Он написал даже целую книгу: «Единая религия будущего». Речь в ней была о слиянии религий. Но как такое слияние может произойти? Ведь, казалось бы, совершенно несовместимые истины исповедают христианство и другие религии. Где вы найдете учение о том, что Бог – Троица? Нигде! Никто не исповедает, что Един Бог, но Три Лица: Отец, Сын, Святой Дух. И что Спасителем был Распятый, что Крест – спасение. Замечательно об этом сказал апостол Павел: «Мы проповедуем Христа распятого – иудеем соблазн, эллинам – безумие». Это очень точно сказано, замечательно точно.
Итак, если будет происходить это слияние, то таким вот образом: выбрасываются все истины, и все мы организуемся в одно. Во что? – В эмоции, в чувства, в которых никаких не найдете дефиниций, которые составлены из каких-то вычлененных элементов, и в них все должны верить. «Любовь – всё» – но это ничего абсолютно не значит. Причем, о том, какая любовь, – говорят нам, – тоже не будем рассуждать.
И это единая религия будущего?! Мне очень нравится это название. Оно, действительно, великолепно характеризует то будущее, на создание которого направлена эта тенденция совмещения или соединения всех религий. Больше всех пострадает от этого соединения, конечно, христианство, потому что Христу там места нет. Потому что Кресту нет места. Боговоплощению христианскому нет места. Богу-Троице там, конечно, нет места. Ничему этому нет места. Ничему!
Бог один, конечно; но представления о Боге разные, и эти представления можно исказить так, что поклоняться уже не Богу, а бесам
А как с богословской точки зрения оценить идею одного Бога во всех религиях? Действительно ли одному Богу поклоняются во всех религиях, только по-разному Его представляют? Рассуждают ведь так: «Бог один? – Один. Религиозное чувство о чем говорит? – О Боге. – Ну, так и всё. Мы только по-разному Бога представляем». – Нет! Ошибка тут принципиальная, и о ней творцы этой разрушительнейшей идеи молчат. Именно молчат. Дело-то вот в чем: Бог один, конечно; но представление о Боге можно исказить, не только изменить, не только сделать его не совсем правильным, а можно исказить, причем до такой степени… Во Второзаконии, еще библейском, пророк обличает евреев: «Вы поклонялись бесам, а не Богу». Апостол Павел говорит: «Я не хочу, чтобы вы поклонялись бесам». Оказывается, можно понятие о Боге довести до такого уровня, а точнее – свести до такого уровня, когда вместо Бога как раз будет диавол.
В каждой религии есть свое представление о Боге, и именно это представление, этот образ Бога невидимого и является богом данной религии. Этот образ является богом религии, а не Тот, единый, о Котором каждый может говорить и думать, как ему угодно. И вспомнить только стоит, что Сам Христос назван Кем? – Образом Бога Невидимого, Образом Отца. Сам Он есть Образ. И все наше понимание Бога исходит из учения Христа, из понимания Христа, из того, что Христос нам говорит о Боге. Он – наш Бог. И сравните с Ним какую-нибудь многорукую богиню Кали, богиню разрушения мира, увешенную черепами человеческими…
Каждая религия имеет свой образ Бога, и на него ориентирован человек. Каковы свойства этого образа Бога, таким должен быть и человек. Именно таким – по образу Бога – и формируется менталитет, духовный строй и вся духовная сущность самого человека. Поэтому надо прямо сказать: нет, в каждой религии свой бог, хотя на самом деле Сам по Себе Бог Един. Неверна в самом корне идея, что будто бы все религии поклоняются Единому Богу.