ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Православная духовность | 11-07-2016, 11:31

Источник информации

Отлучили от причастия: причины, каноны и опасности. pravmir.ru

Проголосовать:
голосов: 0

В каких случаях человека отлучают от причастия? Насколько долгой может быть епитимья? Почему человеку, если он совершил серьезный грех лучше дождаться духовника, а не идти к первому попавшемуся священнику? Отвечает протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское (Московская область).

Протоиерей Игорь Гагарин. Фото radio-noginska.ru

Протоиерей Игорь Гагарин. Фото radio-noginska.ru

Разовое недопущение до причастия всегда происходит по конкретным обстоятельствам. То есть я вижу, что человек в данный конкретный момент не должен идти к Чаше. Либо потому, что он находится в ссоре с кем-то и не примирился, либо, например, он просто не понимает, что собирается делать. Да, бывали случаи, когда человек собирается к Чаше, но, когда я начинаю с ним разговаривать, выясняется, что он даже отдаленного представления не имеет о том, что такое таинство причастия. Приходится ему объяснить, рассказывать о смысле таинства, о подготовке к нему.

Причин к такому разовому недопущению немало. И очень важно здесь объяснить человеку, что священник говорит о нежелательности причащения для него не потому, что желает наказать его, а потому, что просто не в пользу будет причастие, не во спасение, а в суд и в осуждение.

Про каноны

Что касается длительного отлучения, то, по канонам, за конкретные грехи оно может составлять несколько лет. Понятно, что мы каноны уважаем и ни в коем случае ими не пренебрегаем, но при этом понимаем, что они составлялись в другую историческую эпоху, когда и Церковь жила в совсем других условиях. И поэтому сегодня то, что мы читаем в канонах, скорее должно указывать на степень тяжести греха, как он видится в глазах Церкви. То есть, если за какой-то грех полагается отлучение на 20 лет, это не значит, что ты должен на 20 лет отлучать. Но, в тоже время, я понимаю, что исторически Церковь видела этот грех, как тяжелейшее, вопиющее преступление против веры, Господа. И тяжесть его в наше время, понятное дело, не уменьшилась. Изменилась реакция Церкви.

Посмотрим на простой, к сожалению, распространенный пример. Женщина когда-то сделала аборт. По канонам ей нужно запретить причащаться чуть ли не на 20 лет. Ну что я буду ей запрещать, когда она, может быть, в первый раз пришла на исповедь с этим грехом. Она всю жизнь была отлучена от Церкви. А сейчас, слава Богу, пришла. Надо сделать все, чтобы она осталась в Церкви.

Просто сказать: «Молодец, что пришла. Скажи свой грех, и я накрою тебя епитрахилью и пойдешь к причастию», — это уже другая крайность. Но, в каждом индивидуальном случае по-особенному важно дать понять всю вопиющую тяжесть этого греха, но с другой стороны, сделать так, что раз уж человек пришел в Церковь, пусть он в ней и останется. А если отлучить даже на год, то, скорее всего, человек больше не придет. А с меня Господь спросит.

Тем более, когда женщина живет в обществе, где подавляющее большинство смотрит на аборты, как на вполне нормальное явление и она сама, в то время, когда это совершала, чувствовала давление родителей, близких… А когда писались эти каноны, для всех была очевидна недопустимость этого поступка.

Не наказать, а преодолеть

Отлучение на какое-то время от причастия имеет смысл только тогда, когда это принесет пользу человеку. Мы делаем это не для того, чтобы наказать человека, а для того, чтобы помочь ему преодолеть тот или иной грех. Поэтому, любая епитимья ставит своей целью, чтобы человек за то время, когда он не сможет причащаться, пережил, осознал свой грех. И чтобы, когда все-таки пройдет назначенное время и он пойдет к Чаше, в его душе созреет другое видение ситуации. Особенно это относится к супружеским изменам.

Повторяю, есть вещи, когда действительно неправильно накрыть епитрахилью и сказать: «Отпускаются тебе грехи твои». Чтобы человек понял — нужно потрудиться над тем, чтобы преодолеть внутри себя этот грех.

Но здесь все индивидуально и каждый священник рассматривает каждую ситуацию…

Фото Александра Курочкина/eparhia-saratov.ru

Фото Александра Курочкина/eparhia-saratov.ru

Не спешить

Отлучение от причастия рассматривает конкретный священник. Но священники разные и могут ошибаться, и, случается, превышают данную им власть. Поэтому, я всегда говорю, что если человек либо в первый раз идет на исповедь, либо не в первый, но случилось в его жизни что-то из ряда вон выходящее, он впал в какой-то очень, очень тяжелый грех и он понимает всю тяжесть, то не надо спешить и идти к первому попавшемуся священнику.

Если человек давно в Церкви и совершил тяжелый грех — пусть дождется духовника. Если не давно, надо найти такого священника, которому он может довериться. Для этого можно походить на службы в различные храмы, понаблюдать, как ведет себя священник, какие он говорит проповеди. В любом случае, он должен испытывать к этому священнику уже какое-то доверие.

Иногда говорят о том, что ты же не священнику исповедуешься, а Богу и поэтому какая тебе разница. Я думаю, что все-таки, прежде чем вверить свою душу священнику, надо подумать. Священник — участник таинства исповеди, прежде чем вверить ему свою душу священнику, надо немного узнать о нем.

У меня были такие случаи, когда у человека была острая ситуация, он не мог дождаться и шел к первому попавшемуся священнику. Священник этот накладывал на него такую епитимью, что потом этот человек растерянно приходил ко мне и говорила: «Батюшка, вот я был в отпуске, вот это случилось. Я вот не дождался и пошел там в храм. И мне сказали то-то, то-то». Например, год не подходить к Чаше. И я чувствую, что ему сказали неправильно, что так — недопустимо.

Но я уже ничего поделать не могу: есть такое правило, что один священник не может отменять епитимью, наложенную другим священником. Так что тупиковая ситуация.

Я думаю, что 90 процентов всех трудных вопросов решалось бы, если бы человек был членом конкретной общины. Тем более Церковь изначально — это община. И если человек — член этой общины, если действительно он хорошо знает, что члены этой общины его братья и сестры, а священник для него действительно как отец, то тогда и все вопросы — решаемы. А так конечно, когда нет ни конкретного духовника, нет своей общины, то тут возможны всякие извращения и искажения духовной жизни.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю — новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем — пишите в редакцию, по адресуdiscuss.pravmir@gmail.com.


 

В сюжете: Прот. Игорь Гагарин причастие отлучение

 

Просмотров: 1 742
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru