Почему он – другой? Почему ты хочешь, чтобы сын выбрал одну специальность, а он выбирает другую? Почему тебе хочется, чтобы дочь вышла замуж за одного человека (и ты столько об этом думаешь!), а она выходит за другого? А потом удивляешься: как так получается, что твой сын или дочь делают всё по-своему?
А ребенок, в свою очередь, спрашивает родителей: «Почему вы меня не понимаете? Почему вы не понимаете, что я и вы – не одно и то же? Что у вас свой путь, а мне нужно выбрать свой? И если вы меня любите, то уважаете меня, а если уважаете, дайте мне расправить крылья, сделать свой выбор! Не душите меня! И когда вы меня поймете, вам самим станет хорошо. Отпустите меня – и я вернусь к вам».
Чем больше мы даем своему ребенку свободы в плане выбора – тем вероятнее он вернется к нам, в свое гнездо. А если «давить» – можно потерять его навсегда. Едва заслышав имя матери, он будет обращаться в бегство – «подальше, подальше от тех, кто преследует и давит!»
Бывает так, что родители уже всё распланировали – где их дети будут жить (некоторые даже строят им дома!), на кого учиться и т.д.; и вот, когда вроде бы всё идет как по маслу, ребенок неожиданно не соглашается с их выбором.
Понять детей – трудно. Настоящая любовь – это когда мы отпускаем и даем уйти, если нужно. Это очень нелегко. И я говорю об этом как и о своей проблеме тоже.
Когда любим, мы хотим, чтобы объект нашей любви всегда был с нами. Потому что в глубине души мы в нём нуждаемся. Матери плачут, когда их дети женятся и выходят замуж. Но твой ребенок счастлив! Почему же ты плачешь? «Ну, я просто очень его люблю!» Да, и он хорошо это знает. «Я просто не хочу, чтобы он уезжал».
Подумай немного и пойми, что ты чувствуешь на самом деле. Разве за ребенка ты переживаешь? Да у него всё хорошо! Он учится себе в Германии, пьет пиво с сосисками, никаких проблем у него нет… Но ты прямо изводишься, потому что тебе его не хватает. Следовательно, это не настоящая, чистая любовь, какой любит нас Бог.
Бог не относится к нам, как к Своей собственности. Он уважает нас. И Ему очень хочется, чтобы мы были с Ним, но – со своими талантами и способностями, которые развиваем. А мы хотим приковать ближнего к себе цепями – «стой тут, рядом со мной!»
Человеку сорок пять лет – а мама всё продолжает названивать ему по вечерам, будто не помнит, что ее сын живет теперь с другой женщиной, своей супругой, которая его любит.
Любовь понимает. И маме необходимо понять, что ее сын больше ей не принадлежит. «Дитя мое, иди вперед!» – вот что следовало бы сказать. А не: «Какого цвета машину ты купил, сынок? Это она тебе сказала выбрать такую? И меня даже не спросила! Сынок, скажи ей, что я научу ее готовить вкусно эти помидоры. Она еще не умеет…»
И это – любовь? Да, что-то от любви здесь есть, но… Если такая мать честно присмотрится к себе, то увидит, что ее любовь стремится поработить и удушить.
Любовь не ищет своего. «Дитя мое, пусть у тебя всё будет хорошо. Даже если ты далеко от меня, я всё равно радуюсь – ведь ты живешь с любимой женой и детьми».
Повторю то, о чём говорил в начале: все мы любим друг друга. Нет души, которая не любила бы другую душу. А ум начинает давать команды: «Вот этого человека любить не надо! Посмотри, какой он! Он ходит туда-то, общается с такими-то…» То есть душа любит, а ум разделяет, выстраивает границы между людьми.
Но если понять другого человека, то можно по-настоящему помочь ему в трудный момент жизни.
Лично мне нелегко с людьми, которые считают себя лучше остальных и в разговоре стремятся выглядеть этакими всезнайками. Сидит такой человек, например, на какой-нибудь официальной встрече и постоянно высказывает свое мнение, думая, что знает обо всём лучше остальных. Жена толкает его под столом: «Прекрати сейчас же!» Сам того не желая, он выставляет себя на посмешище. И многие из нас так себя ведут. Возможно, в детстве нас просто не хвалили. «Да, ты часто говоришь хорошие и умные вещи. Ты молодец. Но за столом не должен говорить один ты. Пусть и другие что-нибудь скажут».
В любом случае люди, желающие так выделяться, как правило, очень чувствительны. Их поведение отталкивает, а в глубине души они ждут одобрения и, как в детстве, очень хотят услышать от других: «Подойди сюда! Почувствуй, что мы любим и понимаем тебя! Ты дорог нам». Но никто никогда не говорил им таких слов. И, придя на официальную встречу, они начинают доказывать всем свою значимость. Со мной это происходило неоднократно.
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»