Есть на Афоне такой знаменитый монастырь – Ватопед. А в нем, на здании главного храма – башня с часами. Возле огромного циферблата на стене расположена странная скульптурная фигура из цветного камня. Какой-то темнолицый воин с оружием. Я поинтересовался у бывалых паломников – кто это. Оказалось – африканский пират. Тогда прибрежные обители были лакомым куском для морских разбойников. Ворвавшись в монастырь, пираты убивали всех, кто попадался им на глаза.
Видимо, поэтому и установили монахи фигуру такого безжалостного убийцы рядом с часами: поднял глаза, чтобы посмотреть, сколько времени. А возле циферблата – эта воплощенная смерть с кривым мечом в мускулистой руке. Слава Богу, пираты давно уже не нападают на Ватопед. Но этого – каменного – монахи оставили. Чтобы при каждом взгляде на часы, не забывать – каждая секунда неизбежно приближает человека к смерти.
Там, на Афоне я понял достаточно простую мысль. Которая, однако, никак не хочет задерживаться в голове надолго, даже когда ее поймешь. А мысль такая. Сколько раз в своей жизни я говорил или думал нечто вроде «как бы время убить?», имея ввиду какой-то временной промежуток до важного события. А ведь на самом-то деле все обстоит ровным счетом наоборот. Это оно, время, убивает меня постоянно, с момента моего рождения. И никаких особых способов ему для этого изобретать не нужно. Оно просто идет себе и идет. Тикают часики – тик-так. Маятник – туда-сюда. А где-то там, впереди – та самая секунда, которая совпадет с последним ударом моего сердца.
И время, словно поезд без машиниста, везет меня к этой последней станции. Ни на стоп-кран нажать, ни спрыгнуть на ходу, ни попросить остановиться где-нибудь на лесном полустанке или хотя бы ехать чуть помедленнее. Никаких вариантов вообще. Скорость – шестьдесят минут в час. Остановка – только конечная. Где сначала – справка о смерти от усталого врача, потом – деревянный ящик и напоследок – два метра земли по санитарным нормам.
Вот что такое – время. Про которое я привык думать и говорить, будто – «убиваю» его.
Как же – убил… Себя ты убил, братец, а не время. Просадил два часа за компьютерной игрушкой – два часа жизни у себя отнял. Потратил неделю на просмотр вечерами какого-нибудь сериала – все. Назад не отмотаешь уже. Этот поезд едет только в одну сторону. К той самой секунде, где навсегда закончатся для меня все игры, сериалы и прочие способы убийства времени.
Видимо, нужно на все свои гаджеты поставить изображение ватопедского пирата. Ну или что-нибудь подобное. Заглянул, к примеру, в Фейсбук с телефона, а там – вот это дело с обнаженным мечом. Чтоб не забывал, что такое – время. И кто из вас кого убивает, когда тратишь его на всякую ерунду.
На заставке фрагмент фото émilie.b
В материале фото Александра Ткаченко