Для многих людей Церковь тождественна храму, приходу, и они думают, что Церковь — это объединение, группа, благотворительное общество, хорошая идеология, у которой огромное финансовое состояние и неисчислимое имущество.
Монах Моисей Святогорец
Немало людей думают, что Церковь – это огромная экономическая организация, удачное бизнес-начинание, которое привлекает невеж и немощных. Другие считают, что в Церкви осуществляются знакомства, что здесь можно найти компанию, найти себе работу, быстро удовлетворить свои метафизические поиски и урегулировать религиозные обязанности, чтобы не иметь никаких проблем со своей совестью.
На самом деле Церковь — это материнское объятие, Тело живого Христа, собрание Божьего народа в горнице. Православная Церковь – это не трудное богословие для избранных, не только лишь красивая философия, сухая этика, жестокий и бесчеловечный морализм, полный ограничений и запретов. Православие – это истина, свобода, любовь, искупление, услаждение, спасение и радость. Обычно мы говорим о том, что делает Церковь, а не о том, какова реально ее сущность.
Церковь основана Богом, установлена на крови Христа и мучеников. У нее прочная основа, и она не боится никакого сотрясения, встречного ветра, врага, войны и гонения. «Экономом» Церкви, как говорил святогорский старец Тихон, является Святой Дух, Который конституирует все здание Церкви. Святой Дух непрестанно бдит, правильно преподает истину, вдохновляет, охраняет, облагораживает и укрепляет верующих – клир и народ. Смиренная и пламенная молитва верующих соединяет землю с небом и не позволяет человеку разочароваться, впасть в уныние, испугаться, пасть духом.
«Проповедь Церкви проистекает из безмолвия, молитвы, подготовки, труда, чтения, боли и обильной любви к падшим и страдающим людям»
Молитва не является частным делом или индивидуальным действием. Нет. Молящийся человек соединяется с Христом и со всеми членами Церкви. Это не позволяет ему испытывать досадное и утомительное одиночество. Это лучше видно и представлено в Божественной литургии и в сознательном участии в святотаинственной жизни Церкви. Проповедь Церкви – это не изложение идей и красивых слов, не вербализм, не погоня за призраками и битье нечестивых и неверных. Проповедь Церкви проистекает из безмолвия, молитвы, подготовки, труда, чтения, боли и обильной любви к падшим и страдающим людям.
В Церкви никто не совершает произвола, импровизации, не притворяется, не изолируется, чтобы исправить Церковь или быть ее адвокатом. Единство, единогласие, благоразумие, правильное исповедание веры имеют огромное значение. Церковь борется за спасение всех людей. Ее миссия состоит в том, чтобы собрать не фанатичных последователей, а возлюбленных чад, связанных святой любовью и святым смирением.
Подражая Православию, мы не должны кого-то ненавидеть. Христианская любовь, всегда бескорыстная и жертвенная, не имеет никакого отношения к лицемерным улыбкам, дипломатическим любезностям, недопустимым уступкам, поверхностному обмену объятиями, фальшивой лести и псевдо-вежливости. Христианская любовь сопровождается истиной.
Аутентичный церковный дух находится у того человека, который бесконечно любит Бога и ближнего. Все остальное – это лишь благочестивые слова. Пришло время увидеть сущность Церкви, чтобы признать ее освобождающую благодать, окунуться в ее невысказанную тайну, встретить Самого Христа.
Перевод с болгарского магистр богословия Виталий Чеботар